Найти в Дзене
Архивариус Кот

«Так кто же я?..»

Памятник царевичу Димитрию в Угличе (фото автора)
Памятник царевичу Димитрию в Угличе (фото автора)

Существует несколько версий, кто вошёл в нашу историю под именем Лжедмитрия I, начиная с догадок о чудом спасённом царском сыне. Самая распространённая – о беглом монахе Григории Отрепьеве, чьё явление так или иначе связано с домом Романовых. Я не буду сейчас разбирать все версии: маловато у меня знаний, чтобы судить об их правдоподобии. Я пишу лишь о литературных интерпретациях.

У А.С.Пушкина в «Борисе Годунове», как, я уверена, помнят все, отражена именно «отрепьевская» версия. Игумен Чудова монастыря скажет о беглеце: «Из роду Отрепьевых, галицких боярских детей. Смолоду постригся неведомо где, жил в Суздале, в Ефимьевском монастыре, ушел оттуда, шатался по разным обителям, наконец пришёл к моей чудовской братии».

А чуть раньше мы видим, как, получив от Пимена ответ на вопрос, «каких был лет царевич убиенный»:

Да лет семи; ему бы ныне было

(Тому прошло уж десять лет... нет, больше:

Двенадцать лет) — он был бы твой ровесник

И царствовал; но Бог судил иное, - Григорий замыслит свой план:

Борис, Борис! всё пред тобой трепещет,

Никто тебе не смеет и напомнить

О жребии несчастного младенца, —

А между тем отшельник в тёмной келье

Здесь на тебя донос ужасный пишет:

И не уйдёшь ты от суда мирского,

Как не уйдёшь от Божьего суда.

Иллюстрация А.Е.Земцова
Иллюстрация А.Е.Земцова

А.К.Толстой в «Царе Борисе» отвергает гипотезы и о чудом спасшемся царевиче, и об Отрепьеве.

Он вводит сцену с «братом Левкием» - принявшим схиму Луп-Клешниным, одним из убийц Димитрия (не могу: пишу и как будто вижу спектакль, где схимника играл почти столетний Н.А.Анненков – потрясение на всю жизнь!). Клешнин, дерзко сказав царю: «Или, мнишь ты, после того, что я видаю по ночам, ты страшен мне?» - подтверждает гибель царевича:

Убит ли он? Дивлюся я тебе.

Или мою не разглядел ты схиму?

Так посмотри же на мое лицо!

Зачем бы я постился столько лет?

Зачем бы я носил вериги эти?

Зачем живой зарылся б в землю я,

Когда б убит он не был?

Н.А.Анненков в роли Луп-Клешнина
Н.А.Анненков в роли Луп-Клешнина

А вот отвечая на вопрос Бориса, «Кто ж тот, кто называет Дмитрием себя?», - он прямо намекнёт на дьявольские козни:

Почём мне знать! Дух, может быть, иль хуже,

Но говорить с тобой об этом ночью

Я не хочу. Об эту пору чуток

Бывает тот!

Что касается вопроса об Отрепьеве (сам самозванец на сцене не появляется, о нём только говорят), то Толстой даёт свою версию использования этого имени. Троюродный брат царя Семён Годунов, выслушав приказ «Мы знать должны, кто он! Во что б ни стало его назвать — хотя пришлось бы имя нам выдумать!» - предложит назвать имя Отрепьева, («То был пустой, беспутный побродяга, хвастун и враль; монахи все ему в глаза смеялися»), который недавно бежал «и, пьяный, похвалялся: "Царём-де буду на Москве!"» При этом он отвергает возможность, что именно Отрепьев называет себя царевичем: «Тот вор умён, мечом владеть умеет, а этот только бражничал да лгал».

И Борис соглашается использовать это имя:

Он нам пригоден. Им

Того пока мы вора назовём.

Лишь то, что нам является в тумане,

Смущает нас; что осязать мы можем

Или назвать — свою теряет силу.

Островский же вообще не рассматривает какую-либо из существующих версий - он даёт свою, хотя и не очень определённую. Он отвергает «отрепьевскую» - его Шуйский скажет о Самозванце:

Ошиблись мы с Борисом. Монастырской

Повадки в нём не видно. Речи быстры

И дерзостны, и поступью проворен,

Войнолюбив и смел, очами зорок,

Орудует доспехом чище ляхов

И на коня взлетает, как татарин;

А чернеца не скоро ты обучишь

Вертеть конём ногайским или саблей.

Не поддерживается и догадка о спасшемся царевиче. О несхожести с ним скажет не только царица Марфа, но и Шуйский:

Он — вор, не царь, и сходства очень мало

С покойником; не царская осанка,

Вертляв, и говорлив, и безбород,

Обличие и поступь препростые,

Не сановит, да и летами старше.

Очень интересен монолог Самозванца, очутившегося в царских палатах, где его «гнетут» «расписанные своды» и «неприветно смотрят, не родственно, таинственные лики из тёмной позолоты стен угрюмых»:

Гляжу и жду, что с низенького трона

Сухой старик, с орлиными глазами,

Поднимется и взглянет грозно… грозно!

И зазвучит под сводами глухими

Презрительно-насмешливая речь…

Г.Б.Подгородинский в роли Самозванца
Г.Б.Подгородинский в роли Самозванца

Димитрий признаётся: «Я себя не знаю, младенчества не помню». Однако же скажет:

Царским сыном

Я назвался не сам; твои бояре

Давно меня царевичем назвали

И, с торжеством и злобным смехом, в Польшу

На береженье отдали.

Скорее всего, по мысли Островского, тот, кто назвался именем Димитрия, - незаконный отпрыск царя:

Как сон припоминаю,

Что в детстве я был вспыльчив, как огонь;

И здесь, в Москве, в большом дому боярском,

Шептали мне, что я в отца родился,

И радостно во мне играло сердце.

Так кто же я?.. Ну, если я не Дмитрий,

То сын любви иль прихоти царёвой…

Я чувствую, что не простая кровь

Течёт во мне…

Но, наверное, для Островского куда важнее не то, кем является Дмитрий Самозванец, а то, как он проявляет себя. А вот об этом – в следующий раз.

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь

"Путеводитель" по пьесам Островского здесь