Как правило, когда родители приходят ко мне с ребенком и просят решить проблему вредной привычки ребенка, я спрашиваю, а как у вас с этой привычкой? Конечно же, у родителей сразу возникает полное непонимание:
— А при чем тут мы? Это же он пальцы грызет!
Дело в том, что на каждую привычку взрослого есть ответная реакция ребенка. В каждом возрасте наш внутренний мир (контейнер), всегда чем-то заполнен. У детей нет цензуры, то есть что должно быть во внутреннем мире, а чего нет. Есть такое понятие как комплиментарность, то есть взаимодополняемость, одна роль возникает в ответ на другую роль.
Какие есть вредные привычки родителей?
■ Входить без стука = нарушать границы (да-да, ребенок имеет право на личное пространство)
■ Слушать «через призму себя», видение мира взрослым и ребенком разное. Взрослый был ребенком, а ребенок взрослым нет.
■ Перебивать / менять тему разговора (таким образом вы обесцениваете или показываете, что вам неинтересно, что говорит маленький человек)
■ Быть аниматором для ребенка. Даже двухлетний ребенок имеет право быть один на один с собой. Ребенок ведет себя так, как он себя чувствует. И если ему будет плохо в одиночестве, родитель — это тот, кто первый узнает об этом.
■ Сравнивать
■ Общаться вопросами
■ Общение как «Производственное совещание»
■ Стремление «Проверить почту», прочитать личный дневник или переписки (тоже про границы)
■ Зависимое поведение родителя
Что же насчет детей?
1. Эмоциональные привычки, например кусочничать и переедать. Переедание, кстати, часто формируется при заедании какой-либо тревоги или переживания и не только у детей. Также это может быть способом защиты. Если ты больше – значит, ты сильнее.
2. Физическая привычка: кусать ногти, грызть губы, сосать палец, жевать край одежды или ручку, щелкать суставами пальцев, вырывать волосы, ковырять в носу, сутулиться или лежать/сидеть в определенной позе. Чаще всего это способ сбросить стресс и принять безопасную позу.
3. Поведенческие привычки: курение, алкоголь, залипание в телевизоре (компьютер, телефон, планшет), разбрасывание вещей (отсутствие привычки убирать). В этом случае причины разбрасываются от копирования родительских привычек до компенсации травматического состояния.
Что обычно делают родители, когда замечают такие привычки? В худшем случае ругают или игнорируют, в лучшем — ведут к неврологу. Невролог говорит ребенку:
«Ну просто перестань волноваться!» и прописывает витамины для нервной системы.
Капитан очевидность!
Советы из разряда: ну ты не грусти, если тебе плохо!
Если бы все было так просто, ребенок бы давно это сделал. Тут, конечно же, нужна психологическая помощь. Либо включение родителей — сначала они исследуют сами и затем помогают поменять эту привычку ребенку.
Что же делать?
Есть два пути взаимодействия с привычками:
1. Непосредственный путь – мы можем как-то влиять на ребенка (воспитывать, читать нотации). Привычный для всех вариант и не очень эффективный.
2. И опосредованное влияние — через свой собственный опыт. Что-то формируется или меняется в развитие ребенка только благодаря или вопреки родителю.
Задумайтесь:
Для чего эта привычка и какая у нее функция?
Сколько времени жизни занимает эта привычка?
Когда она появилась? / Когда Вы ее заметили? Зачем Вам (ребенку) эта привычка?
Алгоритм работы с привычкой:
■ Признать и осознать
■ Нельзя отобрать, можно поменять
■ Ругать и запрещать противопоказано
■ Берем время на формирование новой привычки
■ Придумать награду за «хорошую» привычку
■ Обвинять и стыдить – не вариант!
■ Помним, что процесс формирования привычки невозможен без напоминаний, поэтому работаем со своими вредными привычками
А какие привычки есть у вас?