Найти тему
Психолог Анна Абеле

Про что говорят вредные привычки?

Как правило, когда родители приходят ко мне с ребенком и просят решить проблему вредной привычки ребенка, я спрашиваю, а как у вас с этой привычкой? Конечно же, у родителей сразу возникает полное непонимание:

— А при чем тут мы? Это же он пальцы грызет!

Дело в том, что на каждую привычку взрослого есть ответная реакция ребенка. В каждом возрасте наш внутренний мир (контейнер), всегда чем-то заполнен. У детей нет цензуры, то есть что должно быть во внутреннем мире, а чего нет. Есть такое понятие как комплиментарность, то есть взаимодополняемость, одна роль возникает в ответ на другую роль.

Какие есть вредные привычки родителей?

■ Входить без стука = нарушать границы (да-да, ребенок имеет право на личное пространство)

■ Слушать «через призму себя», видение мира взрослым и ребенком разное. Взрослый был ребенком, а ребенок взрослым нет.

■ Перебивать / менять тему разговора (таким образом вы обесцениваете или показываете, что вам неинтересно, что говорит маленький человек)

■ Быть аниматором для ребенка. Даже двухлетний ребенок имеет право быть один на один с собой. Ребенок ведет себя так, как он себя чувствует. И если ему будет плохо в одиночестве, родитель — это тот, кто первый узнает об этом.

■ Сравнивать

■ Общаться вопросами

■ Общение как «Производственное совещание»

■ Стремление «Проверить почту», прочитать личный дневник или переписки (тоже про границы)

■ Зависимое поведение родителя

Что же насчет детей?

1. Эмоциональные привычки, например кусочничать и переедать. Переедание, кстати, часто формируется при заедании какой-либо тревоги или переживания и не только у детей. Также это может быть способом защиты. Если ты больше – значит, ты сильнее.

2. Физическая привычка: кусать ногти, грызть губы, сосать палец, жевать край одежды или ручку, щелкать суставами пальцев, вырывать волосы, ковырять в носу, сутулиться или лежать/сидеть в определенной позе. Чаще всего это способ сбросить стресс и принять безопасную позу.

3. Поведенческие привычки: курение, алкоголь, залипание в телевизоре (компьютер, телефон, планшет), разбрасывание вещей (отсутствие привычки убирать). В этом случае причины разбрасываются от копирования родительских привычек до компенсации травматического состояния.

Что обычно делают родители, когда замечают такие привычки? В худшем случае ругают или игнорируют, в лучшем — ведут к неврологу. Невролог говорит ребенку:

«Ну просто перестань волноваться!» и прописывает витамины для нервной системы.

Капитан очевидность!
Советы из разряда: ну ты не грусти, если тебе плохо!

Если бы все было так просто, ребенок бы давно это сделал. Тут, конечно же, нужна психологическая помощь. Либо включение родителей — сначала они исследуют сами и затем помогают поменять эту привычку ребенку.

Что же делать?

Есть два пути взаимодействия с привычками:

1. Непосредственный путь – мы можем как-то влиять на ребенка (воспитывать, читать нотации). Привычный для всех вариант и не очень эффективный.

2. И опосредованное влияние — через свой собственный опыт. Что-то формируется или меняется в развитие ребенка только благодаря или вопреки родителю.

Задумайтесь:

Для чего эта привычка и какая у нее функция?

Сколько времени жизни занимает эта привычка?

Когда она появилась? / Когда Вы ее заметили? Зачем Вам (ребенку) эта привычка?

Алгоритм работы с привычкой:

■ Признать и осознать

■ Нельзя отобрать, можно поменять

■ Ругать и запрещать противопоказано

■ Берем время на формирование новой привычки

■ Придумать награду за «хорошую» привычку

■ Обвинять и стыдить – не вариант!

■ Помним, что процесс формирования привычки невозможен без напоминаний, поэтому работаем со своими вредными привычками

А какие привычки есть у вас?