Условия эффективности технологий профессиональной подготовки персонала являются:
- адекватное воспроизводство основных этапов процесса обучения
- соответствие положений технологи профессиональной подготовки персонала действующему федеральному и региональному законодательству и этическим нормам;
- соответствии технологии образования стратегическим целям организации
- наличие четкой программы обучения персонала на конкретный период, согласованной по срокам, кол-вои категориям обучаемого контингента
- использование современных способов делового общения и передачи информации
- наличие налаженных механизмов документооборота, простоты административных процедур, связанных с организацией обучения персонала
- организация обратной связи для оперативного решения возникающих проблем и оценки функционирования образовательных технологий
- обязательность профессиональной подготовки для всех без исключения сотрудников компании
- мониторинг качества выполнения работниками своих профессиональных обязанностей
- стимулирование и поощрение работников, проходящих обучение
- личная поддержка и заинтересованность руководителей компании в обучении персонала
Рассматривая проблему эффективности обучения персонал компании, необходимо учитывать оценку достижения как учебных целей, так и бизнес-целей компании. Возможности оценки представляет модель Б. Блума («таксономия Блума»).
Она представлена 6 уровнями достижения учебных целей программы обучения:
1. Знание – уровень, предполагающий запоминание воспроизведение изученного материала: от конкретных фактов до целостной теории;
2. Понимание – уровень, предполагающий способность обучаемого к преобразованию материала из одной формы выражения в другую, его интерпретация;
3. Применение – уровень, предполагающий умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях;
4. Анализ - уровень, предполагающий умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура
5. Синтез - уровень, предполагающий умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной
6. Оценка - уровень, предполагающий умение оценивать значение того или иного материала
Для оценки бизнес-целей обучения используется модель Д. Киркпатрика
Уровни модели
1. Реакция слушателей на программу обучения. Измерения проводятся методом опроса и фокусируются на удовлетворенности участников программой
2. Оценка знаний и опыта, полученных слушателем после прохождения программы обучения (тесты, групповые оценки, практики)
3. Оценка поведения на рабочем месте. Измерения фокусируются на реальном применении результатов программы обучения
4. Оценка влияния программы обучения на развитие компании. (выпуск продукта, качество, издержки, время, удовлетворенность пользователей)
5. ROEI