Начало часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8.
Варвара на крыльцо опустилась и фартук к глазам прижала:
- Что же это творится, люди добрые!
- Теть Варь, кто это был-то?
- Да, Галька Чумакова с племянниками из Сосновки. Торгует рядом со мной на базарчике. Лидия ей понравилась, вот надумали сватать за Гришку. Пьянь он несусветная. Думали к хорошей бабе пристроят и с себя обузу эту спихнут. А Лидии на черта он сдался? Нету мужика и это не мужик. Ой, как там Лида-то?
Лидия сидела словно окаменевшая белее мела. Увидела вошедших и разревелась в голос. Варвара стала её успокаивать.
- Ну чего ты, чего? Нина, воды принеси. Степа, положи её на кровать.
Нина воду подала, капли накапала и принялась осколки стекла и землю из опрокинутого цветочного горшка убирать.
- Володя, принеси веник и ведро мусорное. Степан, налей воды в ведро и тряпку половую с заборчика возьми. Замыть тут надо.
Нина мужиков работой заняла, чтоб у женщин над душой не стояли. Все принесли, убирать помогли. Ведро со стеклом и землёй им вручила:
- Не толпитесь. Идите, думайте как окно застеклить.
Ушли мужики. Лида успокоилась, глаза закрыла, вроде задремала. Варвара с Ниной на кухню вышли, чайник включили.
- Вот ведь заразы, - Варвара все успокоиться не могла. - Буровила Галька, что сосватать, мол, надо племянника-то с Лидией. Да я сразу сказала, что не дело это. Так ведь не отступилась. Шары залили и явились. Жа-а-нихи!
- Да, ладно, успокойся. А с Лидой-то что? Уж больно она все близко к сердцу приняла. Аж помертвела вся.
- Не ведаю с чего так испугалась. Что-то с ней было, да не рассказывает.
Нажилась, видать, крепко в чужих краях. Подступалась к ней, но она молчит. А я и теребить не стала. Придёт время, сама расскажет.
Мужики вернулись и за окно принялись. Варвара обед греть поставила. К концу их работы Варвара с Ниной стол приготовили, мужиков обедать позвали.
Ещё за чаем долго просидели. Лида так и не вышла. Заглянула к ней Варвара:
- Спит.
Соседи по домам отправились, а Варвара по хозяйству управляться.
Лидия проснулась только утром. Из комнаты вышла с чёрными кругами под глазами, осунувшаяся какая-то. Словно переболела долго и тяжело. Ни Варвара, ни она о вчерашнем не заговорили. Делами занялись.
Дел много. Не на один день работы хватило. Огород окончательно к зиме прибрали. Дрова, что им как пенсионеркам от администрации привезли, под навесом в поленницу сложили. И сеном с соломой, спасибо Степану, запаслись. Купить помог, привёз и на сеновал уложил.
Листья на деревьях как-то быстро пожелтели и опали. Осень уже характер показала, первый снежок выпал и растаял.
- Через месяц снег ляжет. Нынче ранняя зима будет. Ты, Лида когда в больницу поедешь? Тебе ведь обследование проходить надо. Не кривись, не кривись, следи за собой. Тебе ещё долго жить.
Отправилась Лида в районную поликлинику. Увёз её Степан по утру рано, а вернулся один. Опять пришлось ей немножко полежать в больнице. Но теперь у неё уже не было того настроения, как в прошлом году. Хотя анализы были все хорошие, но инвалидность с неё не сняли, а продлили ещё на год.
После больницы созвонилась с Митричем и уехала в Выселки. Только в этот раз ей оставаться не пришлось. Сразу домой вернулись со Степаном. Травы и настойку привезла. И новость рассказала, что сейчас вместе с лекарем приём ведёт мужик довольно молодой. Должно быть ученик у Митричу появился.
К радости, что все у Лидии хорошо, ещё одна появилась. Приезжали Альбина с Максимом и такую новость объявили, что у обоих дух захватило. Быть им бабушкой и прабабушкой. Стало о чем вечерами говорить и какими делами заняться. Лида принялась вещички навязывать. Варвара одеяло на козьем пуху выстегала лёгкое, мягкое да тёплое. Каждую пушинку перебрала чтоб, не дай Бог, ость колючая не попалась. И узоры такие, что не у каждого покупного увидишь. Собирали потихоньку приданое и загадывали каждая в мыслях, что внука непременно Алешей назовут. Если молодые, конечно, свое имя уже не придумали. У них ведь сейчас Евсеи да Агрипины в моде. А характер у Аллы не сахар. Уж ежели упрется, то её не свернёшь. О тайном пока не говорили, но вечерами мечтали:
- Может Аля после родов к нам приедет. Мы ж ей тут поможем на первых порах.
- Хорошо бы. Продукты свои, свежее все. Опять же молоко козье полезное. Ну уж если заупрямиться, то придётся тебе на первое время к ним перебираться.
- А как вы, мама, тут одна?
- Ну уж так и одна. Вон Нина с Володей рядом. Степан, еже ли что, поможет. Не пропаду, чай, не бросят меня тут. Да и ты не на веки вечные уедешь.
Зима наступила хоть и не холодная, но снежная. Почти каждое утро приходилось снег во дворе и у калитки разгребать. Трудно это давалось Лидии. А тут как прорвало. Больше суток снегопад не останавливался, да еще метель поднялась. Вышла утром Варвара по хозяйству управляться, слышит лопата за воротами ширкает. С трудом открыла калитку, а там Степан снег отгребает.
- Тебе чего, соседушка, своего снега мало? Утро доброе.
- Ага, тётка Варя. Маловато. Вот решил у вас занять. Или ругать будете?
- Да чего там, бери скоко надо. Для хорошего человека не жалко. - Заулыбалась Варвара. - Тимуровец, значит? Ну, работай, работай.
Кур покормила, козам сена бросила. А уж доить Лидия пойдёт. Поняла Варвара, что соседу Лиду увидеть хочется, а просто так прийти, видать, стесняется. "Ох, молодёжь, молодёжь. А чего стесняться-то? Чай, не молоденькие. - Думала Варвара. - Мы с бабкой Марьей не вечные. Вот сходились бы да и жили. Все не по одному. Ведь хорошая пара бы получилась"
А потом её словно кипятком обдало. О Лидии не как о вдове сына, а как о дочке думает. А как же Алёша? Перекрестилась:
- Прости, Господи! Прости, сыночек! Но жизнь есть жизнь. Думаю ты не будешь сердиться. Не забыла я тебя, да и Лида помнит.
Ноги ватными стали, отдышалась в дом пошла.
- Иди, Лида, сама коз подои. Чего-то мне занеможилось.
Лида через какое-то время молоко принесла и вышла. Варвара молоко процедила, подойник помыла, а Лидии все не было. В окно посмотрела - стоят, смеются. Разговор у них, видать, долгим будет.
Продолжение тут.