Найти тему
Жизнь в ритме танго

Грань между «быть полезным» и «быть использованным» иногда неощутима

С Кристиной я познакомилась на крыльце главного корпуса университета. Я только что получила направление в общежитие и думала, повезет ли мне с соседками.

И тут ко мне подошла симпатичная высокая девушка:

– Ты тоже на рекламу поступила? – спросила она. – В общаге жить будешь?

– Да, – ответила я.

– А пойдем, попросимся в двухместную комнату. Пока еще не все приехали, можно будет получше устроиться, а последним только четырехместные достанутся, – сказала она и потянула меня за руку в сторону общежития. – Тебя как зовут?

– Инна, – ответила я, удивляясь, что девушка так хорошо осведомлена.

– А я Кристина, но можешь называть меня просто Крис.

Нам повезло, комендант выдал нам ключи от двухместной комнаты на третьем этаже.

Потом я снова удивилась, когда мы стали получать вещи: постельное белье, настольную лампу, эмалированный чайник.

– Почему вы нам такой грязный чайник даете? Да у него еще и сколы внутри! Ржавые! Таким чайником нельзя пользоваться, это вредно для здоровья. Вон у вас новые в коробке, дайте нам оттуда. А шторы почему такие ветхие? На солнечной стороне висели? Если их постирать, они расползутся. Дайте нормальные, а этими даже полы уже мыть нельзя.

Кристина говорила так убедительно, с таким чувством собственной правоты, что ни кладовщица, ни кастелянша не стали с ней спорить, и мы получили все, что полагается, если не новое, то очень хорошего качества.

Я удивлялась такому умению новой подруги разговаривать с людьми. Если бы я получала все одна, то мне бы точно всучили ржавый чайник, настольную лампу с разбитым абажуром и одеяло такого качества, что на него вряд ли польстился какой-нибудь бездомный.

Через неделю Кристина мне сообщила:

– Я записала нас в редакторскую группу. Ты ведь умеешь видео монтировать?

– Умею, – ответила я, пока не понимая, в чем дело.

– Вот и отлично! Те, кто попал в трудовую, будут организовывать субботники, трудовые десанты. Культмассовики – концерты, конкурсы. А мы будем фотографировать, как они работают и выступают, делать фотоотчеты и писать заметки в факультетскую газету. Все лучше, чем мусор собирать.

Действительно, я писала статьи и заметки в факультетскую и университетскую газеты и монтировала видеофильмы на протяжении всей своей студенческой жизни. А так как выступать публично я не умела, то демонстрировала результаты моего труда Кристина. Меня это вполне устраивало.

– Я вообще удивляюсь, зачем ты выбрала эту специальность? – спрашивала меня подруга. – Все-таки реклама и связь с общественностью предполагает постоянное общение с людьми, активность, а ты, как рак-отшельник, сидишь в своей раковине и боишься высунуться.

Я не знала, как ей это объяснить, но для себя уже давно выбрала сферу деятельности.

А вот Кристина ничего не боялась. Она могла на семинаре спокойно напомнить преподавателю, что он на лекции не касался того материала, который сейчас пытается спрашивать у студентов. При этом она уверенно заявляла, что посещает и конспектирует все его лекции, хотя это была наглая ложь – Кристина частенько прогуливала занятия. Если же преподаватель просил подать ему конспект, она несла ему на стол мою тетрадку. При этом училась она без троек.

Если по поводу очередной «инициативы» подруги я интересовалась, удобно ли это, Кристина неизменно отвечала:

– Неудобно штаны через голову надевать и на потолке спать – одеяло падает. Запомни: тебе никто и ничего в жизни не даст – все надо брать самой. Иногда из-под носа у соседа. Сам виноват – не надо было клювом щелкать.

Летом после второго курса, благодаря такой оборотистости Кристины, мы с ней оказались в числе студентов, которые отправились в студенческий спортивный лагерь на берег Черного моря.

– Едут университетские спортсмены: баскетболисты, волейболисты, легкоатлеты и лыжники. Они будут тренироваться, а мы с тобой их фотографировать, снимать видео. По итогам нам надо будет сдать пятиминутный видео – отчет, фоторепортаж по каждому виду спорта и статью в университетскую газету. И все! И мы с тобой будем сорок дней отдыхать на берегу Черного моря в отдельном номере, с четырехразовым питанием. Дорога тоже бесплатная.

– А как это получилось? – спросила я, пораженная предстоящими летними перспективами.

– Просто я услышала разговор: в прошлом году с ними Лариса Леонова и Катя Смирнова ездили. А в этом году они не могут: Лариса замуж выходит, а Катя у нее – подружка невесты. Вот я и предложила нас с тобой. Они фильмы твои видели, статьи читали, поэтому согласились. Надо только медкомиссию пройти.

-2

Годы учебы пролетели быстро. Через три дня мы получим дипломы. Вопрос с жильем уже решен: Кристина будет снимать квартиру вместе с девочкой из нашей группы.

Мне повезло больше: папу давно звали на работу в областную больницу и, кроме того, моя младшая сестра в этом году будет поступать в университет. Поэтому родители продают нашу старую квартиру и переезжают сюда. Так что я буду жить с ними в трехкомнатной квартире.

Теперь надо искать работу. Мы с Кристиной разослали свои резюме в несколько фирм. Она уже два раза ходила на собеседование, но пока безрезультатно.

Завтра мы пойдем вдвоем еще в одно рекламное агентство – на собеседование пригласили нас обеих. Получается, что мы с Кристиной – конкуренты. Меня это очень смущает.

Но все оказалось не так страшно. Пришли мы с Кристиной, еще две девушки и два парня. Нас посадили за ноутбуки и сказали, что у них три вакансии.

– Резюме ваши мы прочитали, портфолио посмотрели. На первый взгляд, у всех примерно одинаковый уровень. Прежде, чем с каждым из вас побеседует директор, вы выполните тестовое задание. Времени – полтора часа. Детализировать проект не надо, главное, чтобы была ясна общая идея.

Нам выдали технические задания, и мы начали работать. У меня было достаточно стандартное задание, поэтому я с ним быстро справилась, даже немного креатива добавила.

По лицу Кристины было видно, что у нее дело не идет. Она подвинула мне свой листок – техническое задание было сложным, но интересным. Подумав минут пятнадцать, я сделала набросок и подвинула лист подруге. Она взглянула, удивленно вытаращила на меня глаза и застучала по клавиатуре.

Когда нашу работу принимали, то каждому что-то сказали: «неплохо», «хорошо», «отлично». При взгляде на мою работу мужчина, проводивший тестирование, сказал: «Очень интересно!», а посмотрев на результат Кристины, он остановился и заявил: «Неожиданно, но классно!»

После этого с каждым из нас беседовал директор. Взяли нас с Кристиной и еще одного парня – Гошу.

С первого июля мы должны были приступить к работе!

Первое время нам давали простые задания, и мы легко с ними справлялись, но через пару месяцев мы стали получать работу такую же, как остальные сотрудники. У Кристины то и дело возникали сложности. Конечно, я ей помогала. Иногда даже задерживалась на работе, чтобы выполнить ее проект.

Однажды ко мне в конце рабочего дня подошел Гоша:

– Я, разумеется, понимаю, что вы подруги, но не стоит делать за Кристину все. Ты вот сейчас сидишь, а она уже в кафе с девчонками отдыхает. Я тоже считаю, что мы должны помогать друг другу, но нельзя же позволять на себе ездить. Ты, Инна, подумай об этом.

Я закончила работу и пошла домой. Но на душе у меня было как-то нехорошо. С одной стороны, мы с Кристиной подруги, и она сделала для меня много хорошего. А с другой – мне тяжело было работать за двоих. Тем более я стала замечать, что Кристина уже не просит меня о помощи, а молча кладет на мой стол свои задания и идет в комнату отдыха пить кофе и болтать с девчонками.

– О чем задумалась? – спросил у меня папа. – На работе проблемы?

-3

Я в двух словах обрисовала ситуацию.

– Все просто, – сказал папа. – Твоя подруга сейчас не на своем месте. А ведь у нее талант организатора. Если тебе дать список из ста человек и сказать, что все они должны приехать на симпозиум по определенной теме, а двадцать еще и выступить на нем, и ты должна переговорить с каждым из них и пригласить, то ты с этим заданием не справишься. А твоя подруга сделает это легко. Ей просто надо сменить профиль работы. У тебя – реклама, у нее – связь с общественностью.

– Ты думаешь? – спросила я отца.

– Конечно. Вспомни, например, кто организовал вашу поездку на юг? Кристина. А кто выполнил всю необходимую работу? Ты. Так что сейчас твоя подруга слегка паразитирует на тебе. Прекрати выполнять за нее работу, и она быстро поймет, что ей надо искать что-нибудь другое. Надо быть аккуратным, помогая другим. Грань между быть полезным и быть использованным иногда неощутима.

– Но она обидится, если я ей откажу.

– А ты не отказывай напрямую. «Не успею, много своей работы», «Не знаю, как это сделать», «Не смогу, мне самой Гоша помог».

Через пару недель Кристина поняла, что я больше не буду выполнять ее работу. Она немного пообижалась на меня, а потом пошла к директору и попросила перевести ее в отдел работы с клиентами. Ее взяли с испытательным сроком. И у Кристины все получилось.

Мы продолжаем с ней общаться. А недавно она меня спросила:

– Ты специально тогда отказалась мне помогать?

– Нет, – сказала я. – Просто мне действительно было тяжело, я не успевала, а чего-то и сама не умела.

Зачем ей знать правду?

Автор – Татьяна В.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые рассказы, ставьте лайки, пишите комментарии.