Найти тему

Что делать, если ребенку поставили диагноз "РАС"

С учетом того, что у нас педиатры не проводят раннюю диагностику симптомов аутизма, да и нет таких протоколов, диагноз ставят чаще всего, когда есть видимые следствия. Например, ребенок не говорит. Иногда диагноз ставят уже в школе, когда всем становятся очевидны проблемы с общением.
Недавно моя подруга-учитель как раз рассказала о случае - девочке поставили аутизм в 5 классе. У нее не было проблем с освоением академической программы, но когда требуется групповая работа, уже не спрячешься на последнюю парту и не скажешь: "не подходите ко мне, я все поняла".

Когда ребенок в 2-3 года молчит (или даже разговаривал сначала, а потом внезапно замолчал), первое желание побежать к логопеду и исправить проблему с речью. Я и сама сразу побежала с сыном к логопеду-дефектологу, и наблюдаю, что я не одна такая. Когда сын уже с диагнозом пошел в обычную группу детского сада, с ним ходил мальчик с точно такими же проблемами. Мы разговорились с мамой на площадке и оказалось, что им в поликлинике поставили ЗРР (задержку речевого развития), прописали витамины, а логопед сказала, что возьмет его после 5 лет. Поэтому они занимаются с частным логопедом, но движения вперед пока нет. Позже они перешли в какой-то специализированный сад. Что было дальше я, к сожалению, не знаю.

Логопед, дефектолог? Психолог


Мне с первым логопедом-дефектологом для сына повезло. Возможно, потому, что ее рекомендовала мама двух детей с диагнозом РАС. Она умела привлечь его внимание и в каком-то объеме даже раскрутить на сотрудничество. Но самое ценное – задания, которые она давала мне. В ходе предложенных игр, он наконец-то стал ко мне относиться как к источнику удовольствия. По-моему, дома отрабатывались предлагаемые навыки даже быстрее, чем на занятиях. Но этого было мало и поняла я это гораздо позже.
Через несколько месяцев его взяли в модульную группу с такими же тремя детьми в городском психолого-педагогическом центре (ГППЦ). Сперва он там показывал хорошую динамику, но когда достиг потолка и продемонстрировал то, к чему мы дошли на занятиях дома и у логопеда-дефектолога, началось топтание на месте.

В ГППЦ с ним занимались психолог и дефектолог. Мы ходим туда и сейчас. Очень мягко с помощью поощрений и элементов АВА-терапии ему прививали учебное поведение и работали над совместным (разделенным) вниманием. Тем же самым занимались мы дома.

Через полгода сыну дали розовую справку и они посоветовали попробовать попасть в реабилитационный центр. Оказалось, что для инвалидов это не сложно и абсолютно бесплатно. К сожалению, даже в Москве реабилитационных центров, где занимаются с детьми с особенностями психического развития, очень мало. К счастью, два из них находятся достаточно недалеко от нас.

До попадания в реабилитационный центр я пыталась читать разные публикации о детях РАС. Диагностика, лечение, адаптация к окружающей жизни... Больше всего в тот момент меня занимало два вопроса – когда он заговорит и когда станет нормальным. О том, что он, возможно, никогда не станет обычным ребенком, я даже не задумывалась. Сейчас мне часто попадаются каналы специалистов, которые занимаются с детьми с РАС. Они удивляются, как же родители не видят аутических черт, пока их не ткнут в эти черты носом. Ведь столько написано, столько информации они сами пишут на своих каналах.

Если смотреть не со стороны специалиста, а со стороны обычного родителя, у которого до этого рождались обычные дети, как это можно было увидеть? Никто не читает про симптомы аутизма, если нет никаких намеков на этот диагноз. Точно так же мало кто будет читать про симптомы инсульта до 40 лет (а то и позже не читают), симптомы сердечного приступа и т.п. Диагностикой должны заниматься врачи в поликлиниках и направлять на обследования, чтобы подтвердить или опровергнуть. Однако у них нет протоколов по аутизму.

Уже на диагностике в реабилитационном центре информация стала постепенно укладываться по полочкам. Но до того момента, когда я увидела свет в конце тоннеля, пройдет еще год. Если диагноз поставлен после 3 лет, путь будет долгим и зачастую тернистым. В данный момент я согласна с мнением, что если динамика от занятий идет очень быстро, может и не аутизм это был. Или аутизм высокофункциональный (он часто и задержкой в развитии не сопровождается).

И самый главный педагог ребенка на начальном этапе – это психолог. От того, какой это будет психолог, в том числе зависит реабилитационный путь. Будет он продуктивным или нет, оптимальным для данного ребенка или не очень. Для того, чтобы эффект был максимальным, нужно грамотно проанализировать поведение, найти то, что сможет замотивировать и привлечь внимание. И важно будет все. Какую музыку ребенок слушает, в какие игры играет, смотрит ли мультфильмы и какие, есть ли пищевая избирательность, предпочитаемые маршруты... В конце-концов просто не говорит ребенок или вообще не понимает обращенную к нему речь.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц