Найти тему
Белорус и Я

Готов спорить: вы не знаете, что на БАМе делали "чекисты" и почему их приезда так ждали

Оглавление
35 лет назад, в 1988 году, была полностью сдана в эксплуатацию Байкало-Амурская магистраль (4300 км одноколейного пути). Этому событию предшествовали 15 лет самоотверженного труда строителей – в основном, комсомольцев и молодежи.

БАМ: романтика эпохи «застоя»

Его малая родина - БАМ, посёлок Ния. 1981 год
Его малая родина - БАМ, посёлок Ния. 1981 год

А зачем строить-то?

Этим вопросом дотошные люди задавались уже тогда, полвека назад. Действительно, не лучше ли было заняться реконструкцией уже имеющейся транссибирской дороги? И дешевле, к тому же.

Нет, не лучше. Решение о строительстве БАМа стало, в первую очередь, политическим. Пожалуй, даже военно-политическим. Его брежневское Политбюро приняло в условиях жесточайшего обострения отношений с Китаем (вспомним хотя бы трагические события на Даманском полуострове 1969 года). В общем, Транссибу срочно понадобился «дублер», пролегающий подальше от китайской границы – в глубинах тайги.

В январе 1974 года первый десант строителей из СМП-266 УС «Ангарстрой» под руководством старшего инженера Виталия Корхова (третий ряд, третий слева), преодолев ледовую переправу через реку Лену, пробил по тайге автозимник к месту будущей станции Звёздная. Фото: www.gudok.ru
В январе 1974 года первый десант строителей из СМП-266 УС «Ангарстрой» под руководством старшего инженера Виталия Корхова (третий ряд, третий слева), преодолев ледовую переправу через реку Лену, пробил по тайге автозимник к месту будущей станции Звёздная. Фото: www.gudok.ru

С наступлением зимы 1973-74 годов года позабытый ныне герой-первопроходец, инженер Виталий Корхов отправился с группой геологов прокладывать на лыжах маршрут будущего БАМа. Спустя годы «корховская лыжня» превратится в железнодорожную магистраль.

Официальный призыв к молодежи – ехать на крупнейшую в истории ударную комсомольскую стройку - прозвучал весной 1974 года. Но чуть раньше в дело включились советские композиторы и поэты-песенники. «Нужна наша молодость, нужны наши мускулы, чтоб рельсами врезалась в рассветную даль – Байкало-Амурская, Байкало-Амурская, Байкало-Амурская магистраль!» Так пел ВИА «Ариэль», ему вторил Муслим Магомаев: «Слышишь время гудит: БАМ! На просторах крутых – БАМ! Это колокол наших сердец молодых». ВИА «Пламя» внесло в общий котел свою лепту: «Веселей, ребята, выпало нам строить путь железный, а короче – БАМ!» Ох, много же советских исполнителей сделало себе имя на теме ударной стройки.

Строители железнодорожного моста через реку Гилюй, март 1976
Строители железнодорожного моста через реку Гилюй, март 1976

«За туманом едут только дураки»

И комсомол искренне отозвался на эти песни, на призыв партии. Почему, спрашивается? Многие считают, что причиной повального исхода молодежи на БАМ стало… почти полное отсутствие лицемерия со стороны «вербовщиков». Главный идеологический куратор ударной стройки, легендарный секретарь ЦК ВЛКСМ Дмитрий Филиппов смог убедить руководство страны: в риторике партийных зазывал надо ставить во главу угла «длинный рубль», а не пресловутое построение светлого будущего. (К слову сказать, гибель Филиппова в разгар 90-х в «бандитском Петербурге» выглядит в этом смысле символично и даже закономерно: став олигархом, бывший комсомольский вожак был убит в своем подъезде именно в борьбе за «длинный рубль»).

Дмитрий Николаевич Филиппов; (1944 — 1998) — советский и российский государственный и политический деятель, с 1974 года — секретарь ЦК ВЛКСМ, член президиума Совета Министров СССР, руководитель штаба строительства Байкало-Амурской магистрали, с 1993 года — руководитель ряда крупнейших финансово-промышленных групп и общественных организаций России. В 1998-м взорван в подъезде собственного дома. Фото: komsomol-100.clan.su
Дмитрий Николаевич Филиппов; (1944 — 1998) — советский и российский государственный и политический деятель, с 1974 года — секретарь ЦК ВЛКСМ, член президиума Совета Министров СССР, руководитель штаба строительства Байкало-Амурской магистрали, с 1993 года — руководитель ряда крупнейших финансово-промышленных групп и общественных организаций России. В 1998-м взорван в подъезде собственного дома. Фото: komsomol-100.clan.su

Да, и романтика, безусловно, присутствовала. «Любовь, комсомол и весна» благодаря Александре Пахмутовой и Николаю Добронравову стали на какое-то время неразрывны в сознании юношества. Помню, как в середине 1970-х у нас в классе появилась новая для того времени форма объяснения в любви (а для большинства юношей произнести слова «Я тебя люблю» было испытанием непреодолимым!). Вместо этого говорили так: «А давай после школы вместе поедем на БАМ?» И все, больше ничего объяснять не надо…

Московский комсомольский отряд, направляющийся на строительство БАМа (1974 год)
Московский комсомольский отряд, направляющийся на строительство БАМа (1974 год)

И тем не менее. На эту комсомольскую стройку главным образом ехали именно «добровольцы», которых привлекала не идеологическая мишура, не скоропортящийся романтический порыв, а реальный шанс хорошо заработать, по возможности – обеспечить себя на всю жизнь. Купить кооперативную квартиру, «взять» дефицитную машину. Или – сделать производственною, а не то так и партийную карьеру, что, конечно, также подразумевало обретение всех мыслимых и немыслимых жизненных благ.

И для очень многих эти мечты воплотились в реальность. Но какой ценой!

Ну что, попаримся в озерце?

Культовые «Самоцветы» исполнили гимн всех первопроходцев магистрали: «Знаю, что будут, наверно, не раз грозы, мороз и тревога. Трудное счастье – находка для нас, к подвигам наша дорога!»

Бойцы студотряда у умывальника в посёлке строителей на западном участке БАМа, 1978 год
Бойцы студотряда у умывальника в посёлке строителей на западном участке БАМа, 1978 год

В общем, никто не обещал, что на БАМе будет легко. Особенно – первым: тем, кто ступил в доселе нехоженую тайгу.

Бамовские первопроходцы жили прямо в лесной чаще, со всеми, так сказать, таежными «удобствами», а ведь среди них были и девушки. Хрупкие создания, вчерашние школьницы в первую зиму 1974-75 годов работали в тридцатиградусный мороз в резиновых сапогах, брезентовых рукавицах, а о полушубках могли только мечтать.

Новый год на станции Киренги, декабрь 1974 года
Новый год на станции Киренги, декабрь 1974 года

Первопроходцы БАМа даже в лютую стужу спали в палатках, не снимая шапок-ушанок и телогреек, постелив на дно лапник и обогреваясь обычной свечкой. Одеяла к утру покрывались инеем. Чуть свет, умывались жестким, как крупа, снегом. Уже потом появились печки-буржуйки, за ними – щитовые переносные домики.

Летом становилось чуть легче, но тут «подключались» полчища таежного гнуса. Намаявшись за день, купались в ледяных реках и озерах. Такой водоем назывался баней: вода в тех краях – выражено-щелочная, и потому на берег все вылезали «отдраенными», как после парилки.

Палаточный городок литовских комсомольцев, 1974 год.
Палаточный городок литовских комсомольцев, 1974 год.

Лишь на второй-третий год стройки 150-тысячная армия прокладчиков пути стала получать все необходимое (а всего население БАМа «в моменте» превышало миллион человек).

Вся жизнь – времянка…

Обморожения, увечья и смерть подстерегали бамовцев на участках, пользовавшихся недоброй славой. Так, при строительстве Северомуйского туннеля за два года погиб 31 человек.

Обелиск в честь окончания строительства Северомуйского тоннеля с мемориальной табличкой о погибших строителях (2003)
Обелиск в честь окончания строительства Северомуйского тоннеля с мемориальной табличкой о погибших строителях (2003)

Десятки водителей грузовиков расстались с жизнью на 200-километровом участке за Нижнеангарском: на его протяжении проходили три опаснейших перевала, через которые шоферы ехали исключительно с открытой дверцей.

В первые годы стройки тела погибших и умерших отправляли на «материк», родственникам. Своих кладбищ не БАМе не обустраивали. Дело в том, что поначалу бамовцы воспринимали свою тамошнюю жизнь как нечто временное. Зачем кладбища? Они стали появляться позже, когда строители обжились, пустили здесь корни. Больше 80 новых поселков появилось в тайге вдоль новой трассы.

Амурская область. Сегодня здесь могут пройти только вездеходы, завтра пойдут поезда. Октябрь 1974 года
Амурская область. Сегодня здесь могут пройти только вездеходы, завтра пойдут поезда. Октябрь 1974 года

В них бамовцы поначалу жили в «щитовухах» (сборно-щитовые домики без утеплителя), «засыпухах» (в этом варианте между двумя стеновыми щитами насыпали хвою или грунт), «балках» – переделанных под жилье вагончиках.

По некоторым данным, свыше трех миллионов человек «пропустил» через себя БАМ, и около миллиона из них не захотели по окончании работ возвращаться на Большую Землю: остались в Сибири, связав свою судьбу с этими краями. Таков еще один важный вклад ударной стройки в развитие региона.

Посёлок железнодорожников Ния возводят строители из Грузии. 1980 год
Посёлок железнодорожников Ния возводят строители из Грузии. 1980 год

«Чекисты» и модницы

В народе аббревиатура БАМ в 70-е годы расшифровывалась так: «Брежнев Абманывает Молодежь». Что ж, не всегда в народных изречениях скрыта сермяжная правда: обмана на БАМе не было, партия и правительство выполнили свои обещания сполна. И даже больше, чем ожидали сами строители.

Вспоминает бамовец Алексей Конюхов:

- Нам привозили дефицитные продукты, которых больше нигде в СССР не было. Например, во всей стране гречку выбрасывали от случая к случаю, за ней очереди километровые выстраивались, а нам ее привозили мешками, бери – не хочу. В наших магазинах были паштеты, джемы, колбасы…
Ленинабад (Таджикская ССР), партия абрикосового компота специально для строителей БАМа, 1978 год
Ленинабад (Таджикская ССР), партия абрикосового компота специально для строителей БАМа, 1978 год

Сюда, на БАМ, для модниц и модников доставляли из Японии качественную и броскую одежду – тогдашняя мечта любого москвича или питерца! Были в магазинах отличные дубленки, ковры, детские товары, а также – приемники, магнитофоны, другая импортная техника. Продавалось все это добро в отделах рабочего снабжения (ОРСах) только для работников бамовских организаций – любых, не обязательно связанных с прокладкой трассы: хоть школы или клуба, библиотеки или столовой. Была в ОРСах и колбаса всех видов – символ жизненного благополучия в СССР. Для некоторых строителей дефицитные товары стали дополнительным и очень существенным источником дохода: их во время отпуска перепродавали на «материке» втридорога.

Бригада штукатуров-маляров на станции Бамовская, 1975 год
Бригада штукатуров-маляров на станции Бамовская, 1975 год

Да и основные зарплаты бамовцев были намного выше, чем в целом по стране. Водители, инженеры, прокладчики железной дороги могли запросто получать до 600 рублей в месяц (на «материке» инженер имел 120-140 рублей, квалифицированный рабочий – 180-220 рублей в месяц) (для сравнения: сам Генеральный Секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев получал в месяц 800 рублей. Я это знаю точно, поскольку сейчас готовлю большой материал к его дню рождения 19 декабря, В.Ч.). Многие заработали-таки на кооперативную квартиру – будь то хоть даже в Москве.

И еще (барабанная дробь!): бамовцы имели право купить машину вне очереди (о ужас! по госцене!). Невиданное и неслыханное счастье для большинства советских граждан.

Комсомольско-молодёжная свадьба на свадьбе. Рождение традиции: молодожёны пускают венок по течению таёжной реки. 1985 год
Комсомольско-молодёжная свадьба на свадьбе. Рождение традиции: молодожёны пускают венок по течению таёжной реки. 1985 год

Для покупки «Жигулей», «Москвича» и даже «Волги» любому бамовцу нужно было открыть в сберкассе целевой счет и в течение и делать фиксированные взносы, выплачивая госстоимость машины. Это называлось «встать на целевой». Обычно на покрытие уходило три года, но некоторые ухитрялись уложиться в два с половиной года, если работали без отпусков. По исте­че­нии срока плательщику выдавали целевой чек, который можно было отоварить в любом автомагазине Советского Союза вне очереди. Это при том, что обычные люди в этих очередях проводили от пяти до семи лет.

«Вставать на целевой» можно было неограниченное количество раз, и этим пользовались спекулянты. В районы стройки съезжались перекупщики чеков, прозванные «чекистами». Им можно было «загнать целевой» по утроенной цене. Многие бамовцы так и не поездили на своем автомобиле, слишком уж велик был соблазн продать целевой чек номиналом в 6 тысяч с хвостиком за 20 тысяч рублей – чудовищные по тем временам деньжищи.

Детский сад в посёлке строителей БАМа, июль 1976 года
Детский сад в посёлке строителей БАМа, июль 1976 года

Другие, напротив, меняли авто каждые три года: среди строителей была распространена практика «откатать» на новой машине отпуск, пофорсить от души, а затем, выгодно продав ее на Большой земле, снова «встать на целевой».

Были среди бамовцев и такие, кто тратил свои фантастические заработки на заграничные поездки. Да-да, уже в 1970-е годы закордонный, и совсем не только в страны соцлагеря, туризм был доступен для работников ударной стройки! Ездили в основном в Японию, Францию и ФРГ. Знай наших!

Первые лесорубы в посёлке строителей БАМа Звёздный, 1974 год
Первые лесорубы в посёлке строителей БАМа Звёздный, 1974 год

Ну и, конечно, были единичные случаи купания в ванной, наполненной шампанским…

И все-таки они были романтиками!

Идеализм на БАМе проявлялся, в первую очередь, по отношению к наличности. Получку или многомесячные сбережения порой держали под матрасом или в прикроватной тумбочке, при этом дверь в помещение не запиралась – «дурной тон». Если кому-то из соседей вдруг срочно требовались деньги, он всегда мог их из тумбочки или чемодана соседа, даже когда того не было дома. Это считалось нормальным – главное, скажи потом хозяину.

Посёлок строителей БАМа Звёздный, май 1974 года
Посёлок строителей БАМа Звёздный, май 1974 года

На БАМе с первых дней на корню пресекалось пьянство, рукоприкладство, хамство, воровство и обман. Да-да, так уж здесь повелось. И еще – поганой метлой выметали из коллектива подлецов, доносчиков, лжецов.

Если сегодня спросить любого ветерана ударной стройки, какими ему запомнились годы, проведенные на БАМе, то почти каждый ответит: «Это мои самые светлые воспоминания в жизни!» Ведь нет ничего дороже простосердечных отношений, настоящей дружбы и юношеской любви. И, конечно же, чувства своей сопричастности к чему-то необыкновенному, большому…

К эпохе.

-18

Александр АННИН

Фото: bam-rzd.ru

© "Белорус и Я", 2023

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Хотите, чтобы мы и дальше радовали Вас интересными и важными материалами?

👉👉👉 Помогите каналу развиваться 👈👈👈

Другие материалы портала на тему История Союзного государства смотрите здесь:

История Союзного государства | Белорус и Я | Дзен

Топ-3