Найти тему

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ МИКРОЭКОНОМИКИ

Сегодня разберёмся с самыми простыми, как бы очевидными терминами, которые вы, наверняка, много раз слышали. Проблема в том, что их бытовое значение сильно отличается от того, что они означают в качестве экономических и финансовых терминов.

Простой пример: что такое задолженность? Для человека, не связанного с экономикой и бухгалтерией, это слово имеет не сильно приятное значение. Задолженность за коммуналку, электричество… Управляющая компания ругается, грозит свет отключить.

Или знаменитое: когда берёшь в долг, то это – чужие и на время, а отдавать надо свои и насовсем…

А в экономике и бухучёте дебиторская и кредиторская задолженность – абсолютно нормальная вещь, и эти термины не несут никакого негативного оттенка.
Не думайте, что я вас принимаю за школьников младших классов. Преподавая концепцию КИТ студентам старших курсов и, даже, состоявшимся инженерам, газовикам и нефтяникам на курсах повышения квалификации, я обнаружил, что они в этих словах путаются. Как пробурить скважину, как её поддерживать в рабочем состоянии и отремонтировать, знают. А эти, казалось бы, простые слова, начали понимать, только пройдя мой курс «Экономика на буровой», прочитанный для Ямбурггаздобычи, Норд-Сервиса, Запсибгаза, Нефтегазстроя и других.

Начнём с теста. Сделаю паузу: возьмите бумагу и ручку.

Тест простой: на каждый вопрос поставьте себе соответствующий балл. Только не надо стесняться: это для вас нужно, а не для меня. Баллы такие:

Не знаю

Слышал(а), но не уверен(а)

Знаю, могу объяснить

Знаю и постоянно пользуюсь на практике

Даже если вы наберёте из 5-ти вопросов 20 баллов, не торопитесь уходить. Возможно, мы эти термины понимаем по-разному. Известно, что 4 экономиста по одному вопросу выдадут 4 мнения, хотя экономика считается точной наукой. Так что, договоримся о терминах.

Итак, поехали:

Чем отличаются затраты, издержки и расходы? Дайте определения.

Доходы и прибыль – это одно и то же, или разные вещи?

Как соотносятся понятия: добавленная стоимость, маржа, торговая надбавка?

Может ли предприятие иметь положительный денежный поток («быть с деньгами»), и при этом быть длительное время в крупных убытках?

И вообще, экономика, бухгалтерия и финансы - это про одно и то же? Про деньги?

Начнём издалека. Что такое коммерческая фирма, или компания, или хозяйствующий субъект (это всё – синонимы)?

Вспомним мультик про Простоквашино. Там Дядя Фёдор дал правильное определение: «Чтобы продать что-нибудь ненужное, надо купить что-нибудь ненужное. А у нас денег нет!»

Так и есть. Любой хозяйствующий субъект, от частной пекарни до Газпрома, делает одно и то же:

· Приобретает «не нужное» (снабжение).

· Перерабатывает в нужное (производство), в результате чего образуется добавленная стоимость.

· Продаёт тем, кому это нужно по приемлемым ценам (маркетинг и продажи.)

Чтобы приобрести что-нибудь «ненужное» и переделать в нужное, придётся вложить деньги. Это называется затратами, издержками или расходами, по-английски это отобразится одним словом «Costs». Это практически синонимы! И это уменьшение активов (или увеличение обязательств) компании при своей деятельности по производстве или поставке товаров (услуг).

Если точнее, небольшая разница в экономике и бухучете между ними есть: издержки – самое широкое понятие. И включают все затраты при производстве и продаже продукта (услуг). Расходы — «ходят только вместе» с доходами, как подтвержденные и обоснованные затраты на производство продукта за определенный период. Как только мы продали продукт и получила доход, все понесенные до этого затраты на производство будут определены, как расходы.

И дальше мы и будем их так употреблять. Это ответ на первый вопрос.

Второй вопрос.

Продав переделанное в нужное, предприятие получает от покупателей доход (Return). Это «деньги», «пришедшие» от покупателя на расчётный счёт предприятия… или не пришедшие, но зафиксированные в качестве той самой дебиторской задолженности. А может, и не деньги, а что-нибудь по бартеру, то есть это увеличение активов компании от производства продукта и его продаж.

Часто термины «доход» и «выручка» считают синонимами. Это не одно и то же. Доход — все «деньги», получаемые бизнесом от основной и неосновной деятельности. Выручка «меньше» дохода — «деньги» только от основной деятельности.

А вот прибыль – это не доход! Прибыль (Income или Profit) – это доходы (за период времени) за минусом расходов, вызванными получением этих доходов (напомню, и то и другое – не обязательно в денежной форме, но учитываемые в суммах денег). Если разность положительная – мы в прибыли. Отрицательная – в убытках.

Ещё раз: расходы, издержки, затраты – это не убыток! А доходы – это не прибыль! Прибыль или убыток – это доходы за минусом расходов. Запомним это!

Подробно мы рассмотрим все эти понятия во втором модуле, посвящённом практической экономике. А далее – о том, как с помощью контр-интуитивных технологий сикращать расходы и увеличивать доходы.

И еще важное: доходы, расходы и прибыль – это про доходы, расходы и прибыль в любом выражении, в том числе, материальном и нематериальном (например, ноу-хау). Если мы говорим именно о деньгах, то пользуемся понятиями либо «поступления и выплаты», либо «притоки и оттоки». Разница между ними – сальдо денежного потока (cash flow).

А третий вопрос похитрее, и на него часто отвечают неправильно. Обычно считают, что всё это - добавленная стоимость, маржа, торговая надбавка – синонимы, имеющие жаргонное обобщение – накрутка. То, что злобные и жадные продавцы дерут почём зря с нас, бедных покупателей.

Добавленная стоимость — разница между рыночной стоимостью продукта и тоимостью материалов на его производство. Часть стоимости продукции, приращенная непосредственно самим предприятием. Я потратил на закупку вне предприятия муку, сахар, яйца, дрожжи всего 20 рублей. Потом мои работники испекли из всех закупленных ингредиентов хлеб, что добавило к моему изделию 10 рублей стоимости. Итого моя себестоимость 30 рублей, а добавленная стоимость – 10 руб.

А торговая надбавка, наценка – это и есть сумма, которую я назначил выше всех своих затрат. Торговая наценка - разница между начальной стоимостью товара и ценой, установленной при продаже, и включает в себя, кроме стоимости самого продукта, транспортные расходы, оплату аренды, заработную плату и пр. Она уже имеет самое прямое отношение к моим доходам, а в итоге – к прибыли.

Наценку можно выразить в процентах (проценты от закупочной стоимости), а можно как маржу (проценты от продажной цены). Для бизнеса в расчетах экономики удобнее маржа, от которой рассчитывается возможная сумма для операционной деятельности компании.

Обратите внимание: маржа зависит от рынка! Тут в дело вступает маркетинг. Может, я и хотел повысить маржинальность своего продукта. Но не факт, что его купят. Может по каким-то причинам предпочтут конкурентов. Тут речь уже не о производстве, а о том, как я позиционирую себя и свой товар, какие конкурентные преимущества использую. Поэтому мы и поговорим в третьем модуле о стратегическом маркетинге.

Освоив предыдущую информацию, вы, наверное, уже вычислили ответ на 4-й вопрос: может ли предприятие иметь положительный денежный поток («быть с деньгами»), и при этом быть длительное время в крупных убытках? Конечно, может! Это значит, всего-навсего, что при большом положительном потоке денег («массе денег») расходы превышают доходы.

При отсутствии сильных колебаний задолженностей вам (дебиторская задолженность) и ваша (кредиторская задолженность) это бывает всегда, когда у предприятия были большие инвестиционные затраты (отраженные в амортизации). Например, для электростанции амортизация всегда составляет 3/4 (5/6) бюджета расходов, и прибыль долгое время – отрицательная. А денежный поток у них всегда положительный.

Ну, и пятый вопрос. Надеюсь, вы уже поняли, что ответ не прост. С одной стороны, всё в итоге, вроде, про деньги. Но строго говоря, не про деньги, а про экономику, финансы и учет. Это разные понятия.

Объяснить проще всего на примере трёх главных (после Генерального директора) ролей на предприятии. Тут нужно пояснение. В руках этих 3-х ребят 3 Главных бюджета компании. Всё остальное – детали. Это:

· БДР – Бюджет доходов и расходов

· БДДС – Бюджет движения денежных средств

· Балансовый лист, где отражаются активы (чем мы владеем) и пассивы (откуда мы берём активы).

Главный экономист, да, он считает доходы и расходы и разницу между ними. Но для него они могут выражаться в чём угодно, включая разнообразные задолженности, станки, готовую продукцию… Его зона ответственности – БДР. Это – наше представление о будущем.

Главный финансист – уже ближе к деньгам. Его владение – БДДС, то есть, кошелёк предприятия. Это – наше настоящее, хоть каждый день.

Главный бухгалтер отвечает за баланс. Это – наше прошлое. Что мы натворили за предыдущий отчётный период. Это незыблемо, как портрет или статуя. Поэтому баланс называют ещё посмертным бюджетом.

А кто отвечает за всё? Да вы, владелец бизнеса, или наёмный Генеральный. Ваша задача – свести всё это, и понять, как создать максимальную прибыль, и получить максимальный денежный поток.