Всем привет. Собственно, главная мысль этой статьи - в заголовке. Медико-биологическая грамотность населения давно хромает, и лучше с этим как-то не становится. Антипрививочники, фанаты гомеопатии, детокса и прочей ерунды множатся, - и это однозначно следствие пробелов, появляющихся ещё в школьном образовании.
Для устранения этих пробелов - предлагаю организовать новый предмет, "Основы медицины". Предлагаю конечно не вам, уважаемые читатели (если вы - не депутаты или чиновники от образования). Предлагаю Минпросвету (письмо-обращение готовится, подписей учёных и врачей там будет как минимум несколько), а с вами - делюсь мыслями по этому поводу.
Некоторые аспекты медицины и сейчас в школьной программе имеются - в рамках биологии (анатомии) и в рамках ОБЖ. Считаю, всё это надо вынести в самостоятельную учебную дисциплину. Надо. Пора уже. Необходимость такого предмета достаточно очевидна, и это - не для каких-то профильных специализированных классов, ученики которых целятся в медвузы. А именно для всех. Потому, что базовые медицинские знания нужны всем. Без исключения. Ведь это всех касается!
Считаю целесообразным составить учебный план такого предмета так, чтобы он охватил следующие вопросы:
- Оказание первой помощи (перевязки, остановка кровотечения, помощь при переломах и травмах, отравлениях, ожогах, обострениях различных заболеваний);
- Доврачебная помощь при возникновении различных заболеваний, в первую очередь - инфекционных;
- Основы гигиены;
- Основы эпидемиологии, базовые знания инфекционных болезней, в т.ч. - заболевания, передающиеся половым путём;
- Основы иммунологии и иммунопрофилактики. По своему блогу (по комментариям) я вижу, что многие люди понятия не имеют об иммунитете и прививках.
- Основы сестринского дела. Сделать инъекцию необходимого препарата вообще должен уметь каждый человек;
- Базовые знания о диетах и сбалансированном питании (удар по гуру от нутрициологии и прочим диет-коучам, ага);
- Наиболее распространённые заболевания в человеческой популяции (сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет, психические расстройства - депрессия и проч., их симптомы, принципы лечения и помощь в неотложных ситуациях).
- Практические занятия, включающие в себя как минимум оказание первой помощи (см. выше).
По-моему, один час в неделю в старших классах - подходящий режим изучения этих вопросов.
Кадры: полагаю, обучением этим вопросам должны заниматься медработники, в крайнем случае - учителя биологии. Думаю, финансовые затраты на такое начальное медико-биологическое образование с лихвой окупятся за счёт снижения затрат на профилактику и лечение, которого потребуется меньше, если люди будут грамотными в этом плане. Такой предмет должен быть обязательным, но никаких требований к форме (белый халат или костюм медработника) быть, разумеется, не должно. Главное - знания.
А каковы ваши мысли на сей счёт? :)