Найти тему
МИР (Море История Россия)

Сколько лет "Коммуне" ? (Часть 1)

Не, не Парижской, черноморской, старейшему боевому кораблю, несущему службу в нашем флоте. Идею строительства специализированного спасательного судна для нужд подводников подал в июне 1909 года командир подводной лодки «Кефаль» В. А. Меркушов. В своей докладной записке он в качестве примера ссылался на немецкое судно «Вулкан».

Токмо получившийся в результате этой инициативы "Волхов", это не совсем "Вулкан", точнее, совсем не "Вулкан", (хоть они и похожи, и идея позаимствована у "Вулкана"). При чем здесь "Коммуна"? Дык, балтийский "Волхов", это и есть она (современная "Коммуна"). Надеюсь маразм "декоммунизации" и жадная рука некоторых чиновников (понятно из какого ведомства) этого корабля не коснется. ("Блажен кто верует, легко тому на свете"). Если маразм восторжествует, это будет означать, что... (выводы озвучивать не буду).

В принципе, у корабля этого юбилей, считай 110 лет с даты его спуска на воду.

ТЗ (техническое задание) на проект первого в отечественной истории специализированного двухкорпусного судна - спасателя подводных лодок был разработан еще в 1911 году по заказу Морского генерального штаба. Проект Путиловского завода оказался лучшим из представленных на конкурс. В результате завод получил 30 декабря 1911 года наряд № 3559 отдела общих дел ГУК (Главного управления кораблестроения).

Водоизмещение "Волхова" (который потом стал "Коммуной") было в два раза больше (правда, скорость была меньше). Водоизмещение: 3100 т. Размерения: длина - 81 м, ширина - 13,2 м, осадка - 3,7 м. Скорость хода: 8,5 узлов. Судно изначально предназначалось для подъёма подводных лодок весом до 1000 тонн с глубины до 60 метров. Наличие четырёх гиней (талей-полиспастов) позволяло равномерно распределять нагрузку на корпус поднимаемой лодки, и давало запас грузоподъёмности. Использование в качестве энергетической установки дизельных двигателей вместо привычной паровой машины также оказалось удачным решением (и универсальным - на судне также хранился запас солярки для обслуживаемых подводных лодок).

Заказ был принят к исполнению 25 января 1912 года. Контракт на постройку судна подписали с Обществом путиловских заводов (директор верфи - Н. Н. Кутейников) 5 мая 1912 года. Утверждение "общих чертежей" состоялось 4 октября, а уже 12 ноября под наблюдение полковника Корпуса корабельных инженеров Н. В. Лесникова (позже его сменил полковник А. П. Шершов) началась сборка корпуса судна на стапеле.

Ходють легенды о том, что "Стоит отметить, что при изготовлении корпуса судна применялась особая вязкая ковкая корабельная сталь, секрет изготовления которой ныне утерян". (И эта версия озвучена на сайте ЧФ).

В другой статье указывается: "Состояние корпуса «Коммуны», изготовленного из путиловской стали, и по сей день остается почти идеальным — ржавеют и превращаются в труху железные конструкции, установленные на катамаране уже в более позднее время время".

Нет, про сталь это легенда. Более того, судя по структуре и химсоставу это вообще не "путиловская" сталь. Путиловский завод такую сталь не делал. (Анализы проводились уже в наше время, и с использованием современного оборудования). Насчет "воронения" тоже сильно огорчу: воронение (хоть кислотное, хоть щелочное, хоть термическое, в парах аммиачно-спиртовой смеси ) это операция, которая создает очень тонкую пленку толщиной 1-10 мкм.

Данная мера не обеспечивает длительной коррозионной стойкости металла (слой слишком тонкий). Исходя из тех материалов, которые я видел, это обычная НИЗКОУГЛЕРОДИСТАЯ сталь, очень близкая по составу к той стали, из которой строились старые английские пароходы. Элементы набора сделаны из другой, стали (но тоже низкоуглеродистой). Ее особенность в том, что это "первичный" металл, имеющий естественные легирующие присадки (возможно, искусственные, но достаточно чистые). Что значит "первичный"?

Мы с презрением отвергаем машины, в которых использован дешевый "вторичный" пластик. С металлом то же самое. Например, сталь, произведенная турками и индусами из нашего металлолома "болеет" наличием меди (например, с поясков снарядов, которые при переплавке корпусов снарядов никто не срубал)

Сталь корпуса "Волхова" произведена из руды, а не из металлолома. Металл достаточно чистый, и выделка качественная. Сталь набора отличается от стали обшивки. Я не настолько хорошо знаю историю металлургии, чтобы сказать кто произвел сталь, из которой сделан корпус этого корабля, но содержание "вредных" примесей (Сера. Фосфор. Углерод. Азот. Олово. Водород. Сурьма) в этой стали по данным анализов, стремится к нулю. Просто качественная сталь.

В качестве главных двигателей на «Волхове» установили два шестицилиндровых дизеля Рижского завода «Фельзер» мощностью по 600 л.с. (310 об/ мин). А, что это за дизеля? Рижане настолько были продвинуты, что сами проектировали и строили дизеля?

Да, нет, все гораздо проще. «Фельзер и К°» был основан в Риге в 1873 году инженерами Карлом Фельзером, Уильямом Вайром и профессором Карлом Ловисом.

Заключив договоры с рядом фирм Германии, Англии, Швеции, Финляндии, закупив лицензии и оборудование, это очень небольшое предприятие приступило к выпуску паровых машин, холодильных установок, экономайзеров, различных станков, оборудования для пивоварен, маслобойных, винокуренных и лесопильных заводов. В 1891 году Высочайше утвержденным положением Комитета Министров от 19 апреля отставному генерал-майору барону Василию Нолькену и рижскому 1-й гильдии купцу Вильяму Вир разрешено было учредить акционерное общество под наименованием «Общество Рижского чугунолитейного и машиностроительного завода, бывшего «Фельзер и К°». В 1905 году завод собрал первый дизель по лицензии германской фирмы MAN. По сути, это была "отверточная сборка" из немецких деталей. Лишь некоторые детали начали делать с 1907 года. Но в 1914 году уже 40% продукции завода составляло дизелестроение. Большая часть заказов выполнялась для Военного и Морского ведомств. Дизели и оборудование отправлялись в Санкт-Петербург, где строились подводные лодки и корабли Российского флота. Потом, в связи с прекращением поставок из Германии, объем производства резко упал. В связи с угрозой захвата немецкими войсками Риги и учитывая значение завода для обороны страны, в июле 1915 года по приказанию Правительства «Фельзер и К°» был эвакуирован в Нижний Новгород. В Нижний Новгород прибыло 600 вагонов заводского оборудования и имущества. С заводом приехало 600 семей рабочих (до войны на предприятии трудилось около 1100 человек, перед эвакуацией около 720) и 110 семей служащих в основном, латыши). Потом этот завод стал заводом "Двигатель революции" (ныне возрождается как "РУМО")

Но вернемся к "Волхову". Потом на этом корабле стояли коломенские дизеля, потом импортные (ладно, об этом позже).

Для снабжения подводных лодок в каждом корпусе размещались по 10 запасных торпед и еще 50 тонн топлива. Численность штатного экипажа: 11 офицеров, 4 кондуктора, 60 матросов и 24 водолаза. На судне были оборудованы помещения для отдыха 60 подводников.

-2

Крёстной матерью стала третья дочь императора Николая II великая княжна Мария Николаевна. 17 ноября 1913 года она разбила о борт судна бутылку шампанского и дала ему имя «Волхов» (устар. ««Волховъ»»). Так что считайте, что статья юбилейная (аккурат к 110-летию).

-3

Но это спуск, в строй "Волхов" вошел в 1915 году. Сдаточные испытания начались лишь 1 марта 1915 года. Первым командиром «Волхова» стал капитан 2 ранга Александр Антонович Якубовский.

Впервые спасатель был использован по своему прямому назначению летом 1917 года, когда в Аландских шхерах при проведении учебного погружения затонула с открытым люком подводная лодка АГ-15. Несмотря на то, что спасательным работам мешал сильный шторм, 16 (29) июня в 00 часов 50 минут гинями «Волхова» лодка была поднята. Силами экипажа «спасателя» лодку в течение месяца отремонтировали, и она вновь была введена в строй.

24 сентября (7 октября) 1917 года спасательным судном «Волхов» с глубины 13,5 метра была успешно поднята затонувшая при навигационной аварии подводная лодка «Единорогъ» (типа "Барс", водоизмещение 660 тонн). Сразу после вступления в строй, зимой 1916—1917 года, «Единорог» использовался для испытания складной английской радиомачты с радиостанцией мощностью 5 кВт. В августе 1917 года лодка перешла в Ганге, и 12 сентября вышла в свой первый боевой поход. Почти сразу после выхода, проходя в надводном положении мимо острова Эрэ, «Единорог» из-за навигационной ошибки, (возможно умышленной), на максимальной скорости наскочил на подводные камни и получил тяжёлые повреждения. Лодка села на камни, была снята с них подошедшими буксирами, отведена в Гельсингфорс и затонула в порту. После этого ее поднимал "Волхов"