- Как должен себя вести христианин в те минуты, когда на него нападает уныние?
- Нужно ли ему понуждать себя идти в Храм на Богослужение, возносить молитвы, совершать благие дела или лучше остаться дома и отдохнуть?
- И, самый главный вопрос - как бороться с этим угнетающим, тяжёлым, беспросветным состоянием, лишающим нас былой жизнерадостности и стремления к Небесному Отцу?
Вопросы, связанные с унынием, часто возникают не только в контексте Святоотеческого учения - они довольно популярны и в медицинской сфере. Очень важно понимать, по каким причинам возникает уныние - от этого будут зависеть дальнейшие советы и рекомендации, которые помогут побороть депрессивное состояние.
Чаще всего основные причины возникновения уныния напрямую связаны с состоянием нашего духа. При этом следует помнить о том, что с унынием сталкивались практически все христианские подвижники. А потому те советы, которые они завещали нам, основаны на их личном жизненном опыте борьбы с этим духовным недугом.
И, вопреки распространённому мнению, Господь попускает уныние не только грешникам, воздавая им должное за их порочность и легкомысленность, но и истинно-верующим, праведным людям.
Он позволяет им вкусить некую Богооставленность - именно это отсутствие благодати испытывает твёрдость веры и искренность нашей любви к Небесному Отцу. Таким образом Творец воспитывает в нас должную терпеливость, смиренность и надежду, которые, впоследствии, укрепляют наш дух.
В подобном состоянии христианин может находиться довольно долго, и при этом оно может чередоваться с периодами облегчения или даже с моментами Божественных посещений. И если человек продолжает бороться, понуждая себя к праведному и чистому даже тогда, когда ему ничего не хочется, на него снисходит особая благодать, которая уже никогда его не покинет.
Не нужно бояться уныния - важно лишь запастись терпением для того, чтобы побороть его. Помните о том, чему учит нас Евангелие:
Задумайтесь, кто совершает больший подвиг в глазах Господа: человек, который подвизается по собственному желанию только тогда, когда делать это просто и легко, или же тот, кто продолжает подвизаться даже тогда, когда это желание напрочь отсутствует?
О проблемах, связанных с привыканием к Богоугодной жизни, не раз упоминал в своё время и Иоанн Кронштадтский. По мнению Святого, нам необходимо “живо переживать в себе благодать”.
Для нас может стать привычным наш дневной распорядок, служение или иные постоянные вещи, но только не благодатное переживание от живого общения с Небесным Отцом. К нему привыкнуть просто невозможно.
Не уподобляйтесь тому монаху из старого Иерусалимского предания - старец всю свою жизнь служил в Храме Гроба Господнего, и однажды обратился к Богу с таким вопросом:
“Отче, я Тебя здесь уже больше сорока лет стерегу… Что же Ты даруешь мне за это, как вознаградишь?”.
А Господь ответил ему:
“Глупец! Это не ты, а Я стерегу тебя здесь больше сорока лет!”.
Человек, не стремящийся к живому общению с Богом, неизменно начинает унывать. Но что подразумевает под собой понятие “живого общения”?
Не те ли самые “пляски с бубном”? Взять, к примеру, протестантов - у них в этом плане всё просто. Они постоянно купаются в Божественной благодати - они их и с ног на сцене сваливает, и исцеляет.
А в Православной традиции всё совсем не так - нам, пожалуй, нечего показывать и противопоставлять протестантизму. Мы чувствуем, что общаемся с Господом в минуты Литургии, осознавая и признавая собственную греховность. Мы переживаем из-за того, что грехи отдаляют нас от Бога, но не перестаём стремиться к нему, пытаемся исправляться и раскаиваемся.
Но мы не пропагандируем подобный подход - такая пропаганда шла бы вразрез с нашей самооценкой, с нашими представлениями о гордости и самопревозношении.
Православному христианину очень трудно облечь собственный духовный опыт в слова, поделиться им с кем-то ещё - это очень личное, очень сокровенное переживание.
Однако нам не обязательно говорить - мы делимся и приобретаем новый опыт в минуты участия в Церковных Таинствах, в моменты совместного предстояния Великой Бескровной Жертве Христа.
Жизнь со Спасителем - это постоянное пребывание в молитвах, потому что христианская религия - это не сухая теория, но постоянная практика. А потому мы каждое своё дело должны освящать молитвой - точно также, как и многие Святые в своё время.
Наша мера - это Евангелие, содержащее в себе Благую Спасительную Весть. Внимательно проверяйте себя, братья и сестры, вспоминая о Словах Живого Господа ежедневно и ежечасно - и в Церкви, и за Её пределами.
Читайте еще: