Спрашивает Михаил из Санкт-Петербурга:
Скажите, пожалуйста, сколько раз в месяц рекомендуется посещать храм? Только ли в субботу и воскресенье?
Ответ батюшки:
Дорогой Михаил, по церковным канонам человек, который три недели не причастится, отлучается от церкви, то есть несет какую-то епитимью. Мы, христиане, во исполнение заповедей "чти день субботний", а для нас это день воскресный, один из дней недели, мы должны этот день посвящать Господу, начинать его с молитвы, с посещения храма.
И каждый христианин должен посещать храм раз в неделю. Это самая идеальная норма.
У греков воскресный день так и называется "Кириакия", что означает день Господень. Кириакия - день Господень. Это день Господень, он Господу принадлежит. Ну, у нас немножко этимология слова "воскресение" другая.
И каждый христианин должен приходить в храм в воскресный день, молиться и соединяться со Христом в таинстве причащения. Так было в древней церкви. Сегодня некоторые священники говорят, что часто причащаться не нужно, например, раз в месяц.
Хорошо, раз в месяц, но это не значит, что мы должны раз в месяц приходить в храм. В храм мы должны все равно приходить раз в неделю, а причащаться можем раз в месяц. Это как духовник благословит.
Да, если человек не может ходить в храм каждую неделю, пускай ходит хотя бы раз в две недели. Но раз в три недели это уже, в согласии с древними христианскими пониманиями, представлениями, это уже плохо, это уже мало.
Сейчас люди говорят:
"Батюшка, для нас это нереально".
Начинают оправдываться, выпрашивать себе послабление.
Я говорю:
"Ну хорошо, тогда раз в месяц".
Ниже этой нормы просто невозможно спуститься. Посещение храма раз в месяц. Хотя я вам скажу, что, все-таки, по своему опыту, знаю, что даже если ты две недели не посетил храм, то ты уже чувствуешь какое-то удаление от Бога. Не Бог от тебя удалился и закрылся, а ты от Бога удалился и закрылся.
Поэтому самый лучший вариант - еженедельное посещение. В крайнем случае, раз в две недели, повторяю, в самом крайнем - раз в три недели, раз в месяц. Это самый крайний, катастрофически крайний случай.
Можно ли посещать чаще храм?
Можно.
Можно посещать каждый день?
Можно.
У нас в храме, в нашем соборе, где я служу, есть прихожане, которые живут рядом. Пожилые люди или даже молодые, они живут рядом, и они... кто-то на пенсии, а кто-то так работает, что может посещать храм утром. И вот некоторые люди ходят в храм каждый день.
Между прочим, у нас на Руси в средние века, например, при Иоанне Грозном в 14-15-16 веке было принято, чтобы люди посещали храм ежедневно утром. Люди посещали храм, потом шли по своим делам. Происходила божественная литургия, богослужение или какая-то другая служба. И потом они шли по своим делам.
Если человек посещает храм несколько раз в неделю, как часто ему нужно причащаться?
Решайте все со своим духовником. Все со своим духовником. Пусть он определит эту частоту причащения. Каждый день причащаться я бы не благословил. Это нужно вести особую духовную жизнь, и человек должен особым образом себя к этому готовить.
Я знаю случаи, когда люди дерзали каждый день причащаться, потом были очень большие срывы, люди в какие-то грехи самые гнусные падали. Нет. Но если человек, например, посещает храм в воскресенье и еще один день в неделю, или даже два раза в неделю, старается вести христианскую жизнь, я считаю, что можно ему благословить причащаться.
Более того, если нет особых грехов, то без всякой исповеди пусть идет и причащается, потому что причастие - это пища живого Господа. В нас вливается божественная благодать. Мы соединяемся с живым Христом. Тот, кто не причащается, тот лишает себе этой божественной пищи.
Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу, Михаил, самый идеальный вариант - посещать храм раз в неделю, если есть возможность посещать чаще, но не обделять ни в коем случае семью, близких.
Если вы, скажем, работаете, у вас есть семья, жена и дети, они вас мало видят, вы на работе пропадаете, то не обделяйте их, не убегайте в храм. Один наш прихожанин, мне пришлось с ним выдержать такие баталии словесные, он мне говорил:
"Батюшка, Господь сказал, какая первая заповедь? "Я Господь Бог твой, я Господь Бог" Первая заповедь - "люби Господа Бога".
Я говорю:
"А что Христос говорит? Христос не разделяет так. Я, Господь Бог, люби Господа Бога! Фарисеи спорили, какая высшая заповедь: "люби Бога" или "люби ближнего".
А Христос не разделяет, он их объединяет. Возлюби Господа Бога всем сердцем, всей душой, всей крепостью и ближнего, как самого себя. Это поразительно, что Христос объединяет эти две заповеди о любви к Богу и к ближнему.
Я говорю, вот вы работаете всю неделю, понятно, что у вас дети, и вам хочется уйти от детей, но детям необходим отец. Вас никто не заставлял семью заводить. Побудьте с женой, помогите, разгрузите ее, побудьте с детьми, погуляйте. Не нужно бежать.
Понятно, что в воскресенье, если они приходят всей семьей в храм, это замечательно, но не нужно еще в единственный другой выходной тоже идти в храм, обделяя семью вниманием. Тут надо разумно подходить.
Я поэтому против того, что некоторые священники требуют всегда посещать, например, накануне воскресного дня всенощное бдение. Если вы всю неделю работаете, суббота вечером - это для вас возможность побыть с семьей. Я говорю, лучше побудьте с семьей.
На всенощную какого-то крупного праздника прийти можно и нужно, а так не нужно, побудьте с семьей. Ну, а в остальном, я думаю, вам духовник ваш подскажет, как правильно регламентировать свою церковную жизнь. С Богом!
Текст основан на видео с канала священника Константина Пархоменко
Читайте еще: