Найти тему

Проповедь о вере, законе и любви (2006.11.19). Протоиерей Димитрий Смирнов

И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти (Лк. 8, 41-42). Упал он, потому что очень её любил. Когда ребёночек единственный, его, конечно, любят больше, потому что вся любовь направлена на одного, а каждый человек способен любить не одного, а нескольких людей, поэтому обычно Господь и даёт людям несколько детей, чтобы они могли излить всю свою любовь. И вдруг она умирает. Несмотря на то, что он обладал такой важной должностью в этом городе, его такая трагическая ситуация в семье подвигла на то, чтобы забыть об этом. Кто такой был для него Христос? Один из многих странствующих проповедников, которые в те времена ходили по Палестине. До сих пор есть много таких странствующих людей в разных странах. Обычно это чудаки или не совсем здоровые люди. Некоторые из них даже становятся основателями каких-то сект, придумывают какое-то своё чудное учение, неграмотные люди их слушают. У нас в России давно замечено, что только ленивый не сойдёт за пророка, главное что-то такое почудней. Причём можно даже ничего не говорить, главное чего-нибудь на себя надеть, например, схиму. Пошёл в Софрино, купил схиму, оделся, и у тебя уже человек сто пятьдесят почитателей будет, как нечего делать. Желательно бороду подлинней, можно ничего не говорить. Есть такой схимник, именует себя Симеоном. В силу своего заболевания детским церебральным параличом он с детства не может говорить, но тётенька, которая его возит на колясочке, прекрасно свой бизнес на нём делает. Уже у них трёхэтажный дом. Он что-то скажет, произнесёт несколько звуков, она уже это растолковывает. Народ внимает и с удовольствием несут. А потом это обращается всё в цемент, кирпичи, кровельное железо и прочие прекрасные вещи.

Это удивительно, что этот начальник синагоги возымел такую веру к Иисусу, потому что из начальствующих над народом Израилевым совсем немногие уверовали. Они были люди грамотные, знали, что из Галилеи не приходит пророк (Ин. 7, 52). Никто не знал, что Христос родился в Вифлееме, Он Свои права не отстаивал, метрики не показывал, а действовал исключительно словом. Если человек имел к Нему веру, происходили чудеса. Даже Он иногда говорил человеку, как мы читали в Евангелии: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему (Мк. 9, 23).

Пока это происходило, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось (Лк. 8, 42-44). Двенадцать лет никакая народная, традиционная, нетрадиционная, тибетская медицина, ничего не могло ей помочь. Никакой другой медицины, никаких минздравов тогда не было. Казалось, пользуйся знахарями всякими, всякими бабками, всякими снадобьями. Двенадцать лет! Истратила на этих врачей всё своё имение. Толку ноль. Так обычно и бывает, когда человек обойдёт всех знахарей, выпьет всяких трав, сделает всякие примочки, потом уже, когда придёт к врачу настоящему, он говорит: “Вы знаете, поздновато”. Либо уже не операбельно, либо запущено. Лучше бы, конечно, начинать с этого. Её положение, конечно, было отчаянным. Это отчаяние и подвигло её к Нему. Казалось бы, человек дошёл до точки, и вот она возымела веру в то, что если коснётся, то тогда исцелится. Она твёрдо в это поверила, и Господь, мы видим, не посрамил её веру. Как только она коснулась, сразу течение крови в ней остановилось.

И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: «кто прикоснулся ко Мне?» Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня (Лк. 8, 45-46). Мог ли Господь Иисус Христос не знать, что это за женщина? Конечно, Он знал, Всевидец Господь знал. Но почему Он это сделал? Он хотел, чтобы она себя исповедовала, чтобы она сказала, что это она. Он испытывал её веру, её мужество и доверие к Нему.

Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась (Лк. 8, 47). Конечно, это ей было трудно. И не потому что тогда женщины были гораздо стеснительней, чем сейчас, это безусловно. Такого бесстыжего времени, как теперь, тогда, конечно, не было, хоть нам это несколько непонятно. Ещё вот почему: потому что по закону она считалась нечистой, она не должна была ни к кому прикасаться, потому что после этого этому человеку приходилось совершать обряд очищения. Тем, что она это сделала, она нарушила закон. Почему же Господь тогда велел, чтобы она перед всем честным народом, преодолевая своё стеснение, заявила о том, что она нарушила закон? Правила такие были суровые, что они могли её забить камнями до смерти за это, но она это сделала, именно объяснив причину. Зачем это нужно было Спасителю? Чтобы показать, что в отдельных случаях это совершенно необходимо, нужно нарушить закон, необходимо нарушить закон. В нашей обычный жизни можно привести сотни ситуаций.

Первое, что мне приходит в голову: я стою на светофоре, красный свет. Я вижу, сзади в меня летит автомобиль. Я включаю двигатель, нажимаю на газ и еду на красный свет. В результате и его автомобиль цел, и мой. А если бы я поступил по закону и стоял бы на красном свете, была бы авария. Если тупо действовать по инструкции, мы обязательно придём в тупик в той или иной ситуации. Закон не может довлеть над здравым смыслом, даже если это закон – Божественный. Закон – это есть только опора, фундамент, на котором люди учатся. Как сказал апостол Павел: Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу (Гал. 3, 24). Закон, как ребёночка, человека обучал самым простым вещам, которые здравый смысл и так в себе содержат, допустим: не убивай, не кради, чти отца и мать (см. Исх, 20, 12-15; Втор. 5, 16-19). Эка невидаль, это же дан закон для совершенно малых людей, малых детей, которые полностью потеряли разум. Зачем человеку говорить о том, что воровать нельзя, нельзя друг друга убивать? Это можно говорить человеку, который уже перестал быть человеком. Этот закон был дан для чего? Чтобы этот закон человек с каждым поколением впитывал, осознавал, что есть вещи, которые делать нельзя. Так действительно закон воспитывал народ до такой степени, что когда пришёл Христос, в этом народе нашлось несколько десятков человек, наверное, из миллионов или сотен тысяч (нам трудно сказать, какой величины тогда был этот народ), которые это впитали и с которыми можно было, как с этой женщиной, идти дальше.

Первое испытание веры: она загадала, и так и вышло, что если коснётся Его, исцелится. Мы тоже обращаемся к Богу и тоже Его просим, имея возможность не только прикоснуться к Нему, но даже принять Его в себя. Ближе единения человека с Богом ни на земле, ни на небе быть не может. Всё-таки находятся люди, которые сами себя под разными предлогами от этого отлучают. Они сами не идут, они сами отказывают себе в Причастии. Им это почему-то не нужно, у них какие-то интересные на этот счёт соображения, которые мы перечислять не будем, но набор этот известен. В чём причина такого неверия? И, как следствие этого, естественно, что мы просим и не получаем.

Эта женщина ещё не была христианкой, она была только на пути ко Христу. Господь ей помог и её исцелил. Мы тоже о многом просим у Бога и очень часто не получаем, потому что мы хотим закон Божий исправить и сделать вместо него закон собственный. Мы хотим Богом управлять, нам, видите ли, не нравится тот порядок, который Он установил. Мы по гордости часто считаем, что мы лучше знаем, чем Сам Бог, как нужно что устанавливать, поэтому мы всегда выражаем своё недовольство то погодой, то начальством, то мироустройством, то родственниками, а некоторые даже доходят до такого безумия, что недовольны собственными детьми. Ну, во-первых, это плоть от плоти твоей, а во-вторых, это плоды исключительно твоего воспитания, а лучше сказать, антивоспитания. Какие можно предъявлять претензии к Богу? Можно сказать, что школа виновата, но в эту школу ты привёл этого своего ребёнка. Это ты доверил этой школе своих детей. Ты всё равно пожинаешь плоды своих действий, чем же тут Бог виноват? Так что только плоть от плоти и плоды воспитания.

Мы видим на примере этих двух людей, они разные – болящая женщина и начальник синагоги – но оба этих человека упали перед Христом ниц. Они смирили свою гордыню и склонили свои головы. Они упали пред Ним не на мраморный или метлахский пол, а прямо в пыль упали, этим самым выразили всё своё смирение перед Ним, веру и надежду на Него. Это был не просто такой жест, который что-то должен был обозначать, это не был ритуал, это было свидетельство того, что происходит в их душе. В этом жесте была и мольба, и надежда, и, конечно, Господь не мог на это не откликнуться.

Хотя многие люди, которые окружали Его – дальше события разворачиваются – уже сообщили начальнику синагоги, что девочка его умерла. Ему сказали: не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет (Лк. 8, 49-50). Опять второй экзамен. Первый он уже сдал или, можно сказать, зачёт перед экзаменом – он к Нему пришёл. А теперь второй, почувствуйте, какой это экзамен. Ему говорят, что его девочка умерла, а Этот говорит: не бойся, только веруй. То есть всё равно пойдём. Уже умерла, какое нужно усилие веры, чтобы поверить, что Он сейчас покойницу оживит. Кто это когда видел, только в книжке читал, что покойник оживляется. И то это бывает раз в тысячу лет. Вот Он говорит: не бойся, только веруй, и спасена будет. И Иаир пошёл за Ним, то есть он сдал этот экзамен.

Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери (Лк. 8, 51). Почему? С точки зрения рекламы как бы хорошо было всем показать, что сейчас мы это сделаем. Будь это какой-то Игорь Кио или Вольф Мессинг, набили бы зал, по сто пятьдесят рублей бы ещё собрали. Тут совершенно другая задача. Чудо совершается только по вере этих конкретных людей. Апостолов и то не всех, а только трёх, которые уже утвердились в вере, и отца, который сдал вот этот экзамен верой, ну и, конечно, мать – из милосердия к ней. Тогда – это не то, что сейчас. Сейчас муж, жена и дети – это лебедь, рак и щука. Тогда это было совсем по-другому. Тогда муж, жена и дети были одной плотью одной семьи, поэтому никому бы не пришло в голову брать мужа, а жену оставлять. Поэтому Господь и мать взял.

Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла (Лк. 8, 52-53). И справедливо, вообще, смеялись, потому что она действительно умерла, просто для Бога смерти нет. Он и на мёртвых смотрит, как на живых. У Бога вообще мёртвых нет, для Бога это просто переход души из одного состояния в другое. У нас даже праздник есть не смерти Пресвятой Богородицы, а Её Успения, потому что каждый человек не умирает. Христос Своей смертью смерть поправ. Смерти нет, человеческое разлучение с телом временно. Мы чаем воскресения мёртвых и жизни будущего века. Христос был первый христианин на земном шаре, все остальные не знали этого, поэтому им был чудно, смешно.

Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть – даже и об этом позаботился – И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем (Лк. 8, 54-56). Во-первых, не поверят, во-вторых, будут смеяться, в-третьих, будут проявлять какое-то ненужное любопытство. Господь же творил чудеса не для этого. А что такое чудо? А чудо – это нарушение закона, только гораздо более серьёзного закона, чем закон юридический. Тех законов, которые установил Господь: закон жизни и смерти, ограничения человеческого возраста, закон всемирной гравитации и множество всяких законов, законов химии, физики. То, что наука, натужась, открывает последние сотни лет, стараясь выявить вот эти законы Божественные, которые Он установил.

Бывают в жизни человеческой такие ситуации, когда не только можно, но и нужно нарушить закон. Не только закон юридический, не только закон физический, но и закон Божественный. Почему? Потому что любовь выше закона. Как блаженный Августин сказал: “Люби Бога и делай что хочешь”. Кто достиг любви, на таковых нет закона (см. Гал. 5, 22-23). Закон – это для тех, в которых нет любви. У кого есть любовь, ему не надо объяснять, что воровать нехорошо. Если в нём есть любовь, он понимает, что если я украду у другого, этим я принесу ему скорбь. Скорбь, которую один человек наносит другому, это же есть против любви. Поэтому никакой писаный закон человеку, достигшему любви, не нужен. Закон всякий, юридический в том числе, нужен для людей, которые потеряли любовь, которые стали хуже зверей, которых нужно наказывать, чтобы они не творили безобразие. Вот для чего нужно. Если человек нормальный с точки зрения Божественной, ему закон не нужен, его закон будет в сердце. Он сам не будет этот закон нарушать.

Господь это совершил для того, чтобы показать, что нет больше закона, чем закон любви. Сам Бог, пришедый на землю, нарушает Свой собственный закон, Им установленный. До того как человек согрешил, он был в раю бессмертен. Он стал смертен в результате греха. И сам же Господь нарушает этот закон, воскрешая эту девочку. Ради чего? Ради любви этих её родителей к ней и любви этой кровоточивой женщины, по их вере Ему. Они Ему доверились, они всю свою надежду возложили на Него, потому что больше надеяться им было не на что – ни на деньги, которые все уже истрачены на врачей, больше ни на кого. Только к Нему. И Он не посрамил их надежду.

Вот так и мы в нашей жизни, если мы сумеем с вами всю свою надежду возложить на Господа нашего Иисуса Христа, то Он не посрамит наши надежды. Но для этого нужно, конечно, очень большое мужество веры. Вот это мужество проверяется только в поступках, а не в словах. Прийти в воскресенье в храм – в этом есть, конечно, какой-то мужеский акт. Вместо того чтобы спокойно спать в своей постели, потом, не вставая, включить телевизор, а если ещё кто кофейку принесёт в постель... Всё это преодолеть, добровольно от этого отказаться, поехать в пусть не переполненном, но всё-таки метро или автомобиле, всё-таки это маленький такой, но подвиг, потому что это есть движение. Но это недорого стоит. Для того чтобы двигаться по пути веры, нужно совершать нечто, что стоит подороже. Нужно это совершать постоянно. Даже умереть один раз легко. Святые отцы говорили, что умирать каждый день за Христа труднее.

Ведь мы живём среди людей, которым порой даже имя Христа ненавистно, они совершенно в другом законе живут, у них совсем другой бог, ему имя деньги. Там совершенно другие законы правят бал. Как среди всего это жить? Только всю надежду возлагая на Бога. Для того чтобы не свалиться с этой дороги на закон денег, чтобы сохранить верность Ему, потому что Он Сам сказал: Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6, 24). Это невозможно, потому что сердце у человека одно, поэтому либо любить Христа, либо любить деньги. Половинку тебе, половинку мне – это не любовь. Сам Христос говорит: кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10, 37). Не достоин не потому что Христос нуждается в каком-то от нас признании, нет. Просто речь идёт о том, что это уже не любовь. А Он хочет любви, и древние так говорили даже, что Бог ревнив (см. Наум 1, 2). Конечно, это не ревность, но просто чтобы описать взаимоотношения человека и Бога употребляют коллизии, которые совершаются и возникают между людьми. Бог хочет человека целиком. Падение ниц этой женщины и Иаира в пыль перед Ним – это есть свидетельство того, что каждый из них всего себя Ему в этот момент отдал и сразу получил от него награду. Это читается вслух не для того чтобы мы приняли как-то к сведению, запомнили, стали более образованными, нет, а для того чтобы мы и в своей жизни в разных ситуациях, может быть, не таких острейших, как у этих двух людей, но нечто подобное тоже смогли бы совершить, чтобы мы имели мужество совершить христианский поступок. Он всегда направлен против всех: против общественного мнения, против заведённого порядка, часто против закона, вопреки всему. Вопреки всему тому, как люди привыкли жить, заключая бесконечные сделки с собственной совестью, с тем, что принято, и так далее. Эти два человека нарушили всё, что принято было в том обществе, в котором они жили, вплоть до закона духовного, и получили награду от Бога. Пусть никто не подумает, что Христос призывает нас нарушить закон, хотя Его в этом обвиняют. Это совсем не так. Говоря о Себе, Он говорил: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф. 5, 17). То есть дать ему подлинное наполнение, подлинное содержание, потому что смысл закона – это есть любовь. Сам Бог есть любовь (1 Ин. 4, 16). Этой же любви Он хочет научить всех нас.

Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/