Ещё в детстве к заядлому книгочею Эльдару Рязанову прицепилось прозвище «ходячая энциклопедия». Будущего режиссёра интересовало всё, в том числе и поэзия: он поэтапно переболел Пушкиным, Есениным, Надсоном, Ахматовой, Блоком, Северяниным и к 16 годам начал сам рифмовать строчки. Всерьёз занявшись кино в 50-х, об увлечении он забыл почти на 10 лет.
В 1961-м Рязанов взялся за адаптацию стихотворной пьесы Александра Гладкова «Давным-давно», которая легла в основу фильма «Гусарская баллада». Эльдар Александрович лично «перевёл» её на киноязык и добавил целых 8 новых эпизодов. А в 1965 году для картины «Дайте жалобную книгу» режиссёр сочинил текст «Песенки журналистов», после чего как поэт снова пропал на 12 лет.
Вернее, даже на больший срок. Потому что в том, что «У природы нет плохой погоды» написал именно он, Рязанов признался не сразу, а автором стихотворения «назначил» Уильяма Блейка. Во-первых, из скромности, во-вторых, чтобы съёмочная группа по-честному, без оглядки на фамилию, оценила, годится ли текст для конкретного эпизода. Шалость удалась: договорились, что строчки хорошо ложатся на кадры, и композитор Андрей Петров сделал из стихотворения песню для фильма «Служебный роман».
Узнав о литературных фокусах Рязанова, Петров стал относиться к следующим предложениям режиссёра с шутливой настороженностью. Во время работы над фильмом «О бедном гусаре замолвите слово» Петров решил, что стихотворение «К застенчивым девушкам …» написал Эльдар Александрович, а не Михаил Светлов. Рязанову даже пришлось принести сборник поэта, чтобы убедить композитора в своей честности. Восстановив доверие товарища, Рязанов через два года снова его обманул: попросил написать музыку на стихотворение «Живём мы что-то без азарта…», которое якобы сочинил Давид Самойлов. В этот раз Андрей Павлович вопросов не задавал. Песню в фильме «Вокзал для двоих» исполнила Людмила Гурченко.
Картина «Жестокий романс» тоже была насыщена песнями (название обязывает). Снова не обошлось без поэтического вмешательства Рязанова. Как обычно, он принёс «чужое» стихотворение «Любовь — волшебная страна» (приписав авторство Юнне Мориц), которое Петров положил на музыку.
Через некоторое время Эльдар Александрович решил больше не прятаться: начал печататься в газетах и выпускать поэтические сборники, публично признавшись таким образом во всех своих замечательных литературных «розыгрышах».
Фото: постеры к фильмам, соцсети