Выше уже приводилась выдержка из работы А.С. Макаренко о том, что в воспитательной работе должен быть обязательно единый подход к воспитаннику со стороны педагогов.
Такой же единый подход необходим и в учебной работе. Исходя из общей логики педагогической работы (не формально-административной) при осуществлении единого подхода необходимо соблюдение обязательного минимума технологических требований.
- Уважительно и доброжелательно относиться к каждому ученику, даже если он не выполнил домашнее задание и даже если он не хочет вообще ничего делать. «Уважайте их незнание»(Я. Корчак).
- Выставлять окончательную оценку ученику в журнал только с его согласия(В.Ф. Шаталов).
- Оценивать работу каждого ученика на каждом уроке (для педагогов, практикующих коллективный способ обучения А.Г. Ривина, метод В.Ф. Шаталова и др.), либо сделать так, чтобы ученик заранее знал, когда и по какой теме он будет спрошен (для работающих по традиционной методике).
- Разработать индивидуальную форму работы для особо отстающих детей на уроке, в частности, форму оценивания.
Например, на уроке биологии можно предложить ученику нарисовать схему (из учебника) строения растения или животного с обозначениями. За выполнение - поставить положительную оценку. Затем предложить выполнить тот же самый рисунок, только более крупно, более аккуратно и красочно. При выполнении - оценку повысить до «4» и далее до «5». Это может стать трамплином, с которого ученик сможет действительно «прыгнуть» на уровень хорошей и отличной успеваемости.
В математике по аналогичной схеме можно предлагать построение графиков функций, начиная простых функций и постепенно усложняя их, а также постепенно повышая требования к аккуратности построения этих графиков. Каждый предметник может придумать нечто подобное.
5. Разрешить ученикам при устном ответе пользоваться конспектом по желанию.
6. Разрешить ученикам отвечать устно с места не вставая, отказаться от приветствия учителя вставанием (лишняя трата времен на уроке).
7. Отказаться от проведения в один учебный день контрольных работ по двум и более предметам.
©Клевайчук А.В., "Рабочая пропись творческого учителя", 2009, 2023