Кажется, любой начинающий специалист задается этим вопросом. Не считая, конечно, тех счастливчиков, которые завершают обучение и сразу находят 10-15 клиентов по знакомым и друзьям. Я лично знаю пару таких примеров и до сих пор задаюсь вопросом "Как? Как вы это сделали?". Но если говорить о всех остальных, рядовых случаях, то вопрос о поиске клиентов так или иначе, рано или поздно, все же встает у начинающего специалиста.
Хотя во время обучения кажется, что будет наоборот - это клиенты будут искать меня, психолога, ведь я столько ресурсов вложил в свое образование и практику, да и у более опытных специалистов именно так и происходит. Но прежде чем клиенты начнут искать этого психолога, ему важно заявить о себе как специалисте, показать свою экспертность, дать понять, что ему можно доверить свои проблемы. Сейчас это сделать непросто - ведь много других, на первый взгляд более опытных и популярных психологов. А когда первые попытки найти клиентов оказываются не очень успешны, начинающий психолог теряет мотивацию, веру в себя, а иногда и желание развивать свою частную практику.
Так что же все таки с этим делать?
1. Осознать свою ценность как специалиста. Не зря в психологии так много разных направлений практики - каждый клиент уникальный, обладает своими особенностями, и ему важно найти своего, такого же уникального психолога. И даже если вы начинающий специалист, без огромного опыта, но вы ответственно подходите к своему обучению и психотерапевтическому процессу, вы уже обладаете своей ценностью. И точно в мире есть человек, которому важно будет получить помощь именно от вас.
2. Заявлять о себе. И не останавливаться в этом на одном-двух самых доступных способах. Часто оказывается, что недостаточно выложить рекламу о себе на сайте для поиска психологов-клиентов, ведь подобных анкет сейчас много, и далеко не всегда клиент выбирает психолога просто по фотографии. Заявлять о себе можно в соц сетях, ведя при этом их разные форматы (от заметок и текстов, до больших разговорных видео), на конференциях и форумах, на межпрофессиональных нетворкингах. При этом важно научиться не бояться заявлять о себе, а это уже отсылает нас к страхам проявляться, публично выступать, и к другим нашим комплексам.
3. Верить в силу сарафанного радио. Причем, эта сила работает своими тайными механизмами, неподвластными логике. А чтобы она заработала, важно дать информации о вас распространиться. Сарафанное радио, которое является основным источником клиентов у опытных психологов, может работать и у начинающих специалистов. И в этом поможет наличие друзей из разных профессий, умения рассказать о себе и своем роде деятельности знакомым, ну и конечно активное развитие своей практики. Раз запущенное сарафанное радио уже не остановить, и приятно напоминать о себе оно будет многие годы.
4. Быть активным. И не бояться бесплатной работы, новых идеи, неожиданных предложений. Часто ключиком к значительному прыжку вверх в развитии частной практики могут стать незначительные (на первый взгляд) действия. А потому важно проявлять эту активность, использовать каждую возможность. Но! Важно и не растерять в этом потоке свои ресурсы.
И последний, очень важный момент - наличие поддержки на этом сложном пути. Ее можно получить от близких, от друзей. Но, наверное, никто не сможет поддержать лучше, чем коллеги, ощущающие на себе все те же переживания и негативные эмоции. Если вам нужна такая поддержка, а вместе с тем и получение знаний о "подводных камнях" продвижения начинающего психолога, работа с синдромом самозванца, то лучшим решением станет поддерживающая группа психологов.
Я приглашаю вас в поддерживающую группу для начинающих психологов, читайте подробнее о ней по ссылке https://www.b17.ru/training.php?id=92125
Автор: Елизавета Зайцева
Психолог, Взрослый Детский КПТ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru