Найти тему

Прощать слишком поздно

Я хоть и считаю себя ничтожеством, до краев заполненным одними лишь недостатками, но есть, всё же, один момент, за который я могу себя похвалить: я практически перестал обижаться.

Да, я не могу взять на себя ответственность в материальных вещах, но, что кажется даже более важным, я чувствую свою полную ответственность за то, что я чувствую.

Теперь меня можно обидеть, разозлить, испугать, только если я сам выбираю обидеться, разозлиться и испугаться.

Это так логично: мы ведь никогда не имеем дело непосредственно с фактом — всегда только с нашей интерпретацией этого факта. Мы никогда не знаем наверняка истинных мотивов человека, даже если они кажутся нам абсолютно понятными. Особенно это касается наших близких людей: мы уверены, что они желают нам зла, делая те или иные неприятные для нас вещи, тогда как они, зачастую, уверены, что проявляют, тем самым, любовь и заботу.

Но даже если человек действительно намеренно пытается тебя обидеть и разозлить, это ведь все ещё в твоих силах не обижаться!

Если есть в нас хоть какая-то свобода выбора, то, по-видимому, она состоит в том, чтобы выбирать: реагировать или нет на возникающие раздражители.

Поэтому прощать слишком поздно.

Если ты считаешь,что кто-то должен заслужить твое прощение, это значит, что ты уже оказался во власти эмоции: ты обиделся, ты подсажен на крючок страдания и ты сам выбрал это страдание. Ты выбрал верить своим мыслям, которые, естественно, не преминут возможностью рассказать тебе, как плохо ты себя чувствуешь, как сильно задеты твои чувства и как страшна будет твоя месть!

Психология учит нас выстраивать границы личности и защищать их — и это очень хорошо в таком жёстоком, абьюзивном мире. Пока ты считаешь себя личностью.

Но странно, что дисциплина, название которой буквально переводится как "изучение души", этим не занимается, не задаётся более важными вопросами: "А есть ли вообще эта личность, за которую нужно так крепко держаться и укреплять её границы?".

Сколько же сил уходит на то, чтобы защищать крепостные стены своей личности от нападения извне! Воистину: все люди становятся врагами!

И насколько, должно быть, проще жить, не имея вообще никаких границ. Быть абсолютно пустым для любого внешнего воздействия.

Что защищать, если ты ясно видишь, что личность — это просто идея, набор мыслей о самом себе?