Рядом шумят Невский и Лиговский проспекты, а мы пойдем по относительно спокойной улице Восстания и прилегающим переулкам, где столько красоты и неожиданных открытий, что дух захватывает. Итак, вперед!
На выходе из метро бурлит жизнь, а когда-то она здесь замирала. Нынешняя площадь была огромным пустырем и даже Знаменская церковь «не делала погоды». Обыденная малоэтажная застройка, деревянные дома вокруг.
Все изменилось после строительства железной дороги и вокзала (тогда они назывались Николаевскими). Как сейчас район оживает (и дорожает) вместе с открытием станции метро, так 170 лет назад локомотивом роста была железная дорога.
Вот как выглядел угловой фасад дома №2 (он же №116 по Невскому проспекту):
Если сравнить с моей фотографией выше, то вы увидите разницу — дело в том, что на ней новодел. Оригинал снесли в 2007, в 2010 построили современный «Невский центр». К чести архитекторов, вполне достойно. Если не знать историю, так и не поймешь сразу, что новострой.
Нет давно и храма, на месте которого в 1955 году открыли станцию метро. Кто-то видит в этом «знак антихриста», мол, спуск под землю на месте алтаря как сознательное попрание святыни. Я не считаю, что тут был злой умысел. Храм уничтожили в 1941, а станцию открыли в 1955 — место по периметру площади оказалось наиболее подходящим.
Долгожителем был трамвай — ходил до 2001 года. «Горэлектротранс» предлагает восстановить линию, но вряд ли это воплотится.
Напротив «Невского центра» внимание привлекает величественный памятник неоклассицизма 1914 года, похож на здание какой-нибудь академии.
На самом деле это бывший доходный дом Тура, владельца знаменитой мебельной фабрики. В советские годы — так же жилой фонд.
Ниже, на четной стороне — Павловский женский институт для сирот (сейчас гимназия №209). Со временем статус заведения менялся, здесь учились девушки только дворянского происхождения (мать Н.К. Крупской, писательница Лидия Чарская, например).
В сквере перед входом — памятник Ахматовой.
Собственно к гимназии Анна Андреевна не имеет никакого отношения, если что.
С обратной стороны изначально был огромный сад:
Теперь от него мало что осталось:
Не могу пройти мимо дома №13. Не самая выразительная эклектика, но башни — моя слабость)
Это первый перекресток на нашем пути — с переулком Ульяны Громовой.
Заглянем в него ради дома №15 — уж больно привлекательная эклектика с элементами барокко.
Дом Бадаева
Следующая остановка — у дома Бадаева, одного из самых роскошных шедевров модерна в Петербурге. Авторы проекта, братья Косяковы, получили за него серебряную медаль на городском конкурсе фасадов в 1907.
На фризе под крышей и эркерах центральной части фасада — майолика с розами.
Фасад несколько лет назад реставрировали, однако со стороны Жуковского ремонт начал «отваливаться». Долгое время эта часть дома была затянута сеткой, и вот наконец-то:
Из-за барельефа на угловом щипце дом Бадаева прозвали «домом печального ангела». В реальности «ангел» — это богиня утренней зари Аврора.
Кувшинки, лавровые венки, глухари, и, конечно, сова, точнее, филин — животно-растительный декор, присущий модерну, тут просто буйствует.
Еще раз — новенький фасад:
Раз уж мы зашли на улицу Жуковского, дойдем до дома Хабловской. 1909 год, тоже модерн, но как он отличается от бадаевского дома. «Суровая» отделка первых этажей, минимум декора:
А на углу улицы Восстания и Солдатского переулка — доходный дом княгини Яшвиль. Башенки со всех сторон, глазурь и яркий цвет фасада:
По соседству в Солдатском переулке — дом Граббе 1914 года, по проекту Сергея Гингера.
К этому моменту мэтр модерна Сергей Гингер вернулся к истокам (специалисты определяют это как неоклассику), но отделка рядом с эркерами напоминает о былом романтизме.
Дом Муяки
Штабс-капитан, акционер Верхне-Амурской золотопромышленной компании Сергей Муяки заказал проект одному из ведущих архитекторов эпохи — Александру Хренову. Дом №18 получился отменным:
Разные слухи ходили о его предназначении, как бы то ни было, по факту это — «классический» доходный дом + в 1906 году здесь открыли Высшие женские архитектурные курсы. В советское время — коммунальное жилье и детский сад внизу. Сейчас бизнес-центр.
Фасад со стороны Ковенского переулка:
Сохранность декора поражает. Внутри:
И снаружи:
Будете идти мимо, обязательно рассмотрите его повнимательнее.
В Ковенском переулке главная доминанта — католический храм Матери Божией Лурдской (башня с левой стороны). А справа — на балконе отеля нас приветствует английская королева.
Храм Матери Божией Лурдской
Возвели по инициативе общины французских католиков в 1909 году, проект Леонтия Бенуа и Мариана Перетятковича. Здесь же, кстати, Леонтия Николаевича отпевали в 1928 году. Единственная действующая католическая церковь в Ленинграде.
Строгость и простота во всем, но как это великолепно:
Вечером:
А мы вернемся на улицу Восстания.
Впереди манит дом с белыми башнями, но для начала свернем в Озерной переулок. За что я люблю окрестности улицы Восстания — шаг влево / шаг вправо, и ты будто в другой мир окунаешься.
Главная достопримечательность Озерного переулка — дом №2 (он же Восстания, 31). Эклектика 1878 года по проекту Александра Вальберга:
От Озерного переулка доходим до улицы Радищева (она идет параллельно Восстания) ради двух домов. И оба с башней!
Первый — дом №21 по проекту Иосифа Демикелли.
Вот он осенью:
А это весной:
Второй — дом №27, так же в разное время года.
Осенью:
Весной:
Ворота во двор:
Эти два дома как братья. Они разные, при этом незримо похожи.
Перспектива с одной стороны:
И с другой:
С Радищева возвращаемся по Некрасова к главной героине нашего путешествия, улице Восстания. И на перекрестке нас ждет, пожалуй, шедевр №1 на сегодняшнем пути — дом Егорова.
Дом Егорова
Одна из ранних работ Павла Юльевича Сюзора. Денег на отделку фасадов заказчик тут явно не жалел.
Вид со стороны Некрасова:
Со стороны Восстания:
Посмотрите, как он сияет в солнечную погоду:
Ниже свернем в Басков переулок, его правую часть.
Дом №32:
Совершенно не бросается в глаза маска на щипце, а она того стоит:
У соседнего дома №34 летом растет подсолнух:
В доме №36 — «скрытое под спудом сокровище». Фасад не примечателен:
А в парадной — «совиная колония», изначально в количестве 24 штук, сохранилось 23:
Вообще это интересная особенность. За богато отделанными фасадами часто — обыденные парадные, и наоборот, за неприметными стенами скрываются вот такие уникальные артефакты.
Все эти три дома принадлежали Николаю Крундышеву, а автор их проектов — Анатолий Ковшаров, известный в числе прочего тем, что «вклинился» в ансамбль Австрийской площади Василия Шауба с домом Лепенберга (справедливости ради, его дом появился первым).
Специалисты расходятся во мнениях насчет стиля. Пусть меня закидают помидорами, но что это, если не модерн?
Дом Англареса
Следующий поворот — в Саперный переулок, где смотрим дом Англареса.
Эклектика 1881 года, архитектор Павел Дейнека.
Эркеры над обеими парадными держат атланты в шкурах:
Брутальные такие дяденьки) Обычно к дому Англареса идут именно ради них. Но если присмотреться, на фасада дома целый мир. Кариатиды, львы, драконы, 32 фигурки путти.
Дом Мясникова
На противоположной стороне нас ждет шедевр необарокко архитекторов Гамилиана и Гартмана.
Особенно прекрасен он под Новый год.
15 лет назад особняк полностью отреставрирован, восстановлены исторические интерьеры. Много лет здесь была кожно-венерологическая больница. Сейчас это частное творческое пространство, где проходят концерты, кинопоказы и балы. Проще всего туда попасть во время рождественской ярмарки.
Сразу за домом Мясникова ныряем в Гродненский переулок.
Впервые я увидел его летом, вид меня заворожил.
А это в ноябре:
Захожу в ворота, иду через проходной двор.
В окне на первом этаже — оказалось, что это мастерская игрушек Дины Хайченко:
Наконец, когда я выхожу с другой стороны на улицу Рылеева, выясняю, что это все дом Денисова — одно целое, комплекс, выходящий в Гродненский и Рылеева.
Фасад со стороны Рылеева (дом №21):
Проект Василия Васильевича Шауба, которого я недавно вспоминал! Более того, по его проекту построен и соседний дом №23.
Световой фонарь на последнем этаже корпуса по Рылеева:
Говорят, что истинным владельцем был Великий князь Константин Константинович Романов (вошедший в историю как поэт под ником К.Р. — для русской культуры сделал столько, что для этого нужна отдельная статья).
Последний перед концом улицы Восстания переулок — Манежный. Замечателен тем, что выводит нас к Спасо-Преображенскому собору.
В ноябре темнеет настолько стремительно, что пока я до него дошел (всего несколько минут от домов Шауба), сгустились сумерки. Благо, везде горят фонари. К тому же в темное время храм еще красивее, на мой взгляд.
Ограда:
С обратной стороны:
На углу Восстания и Манежного переулка — новострой 2006 года.
Декор первого этажа:
Достойная работа.
Заканчивается улица Восстания доходным домом Александрова на углу с Кирочной. Второй год его ремонтируют, поэтому покажу фото марта 2022.
Возможно, когда вы пойдете по этому маршруту, фасады уже откроют.
Хоть мы и дошли до конца улицы Восстания, это еще не все)
Возвращаясь обратно, заглядываю в Митавский переулок. Сначала он показался мне ничем не примечательным. Но это только на первый взгляд.
Дай-ка, думаю, рассмотрю, что там за дом в глубине. Любопытство не подвело.
Дом Бойцова
Доходный дом Бойцова, архитектор Каценеленбоген.
Над всеми окнами 4 этажа — веселые лягушки (нашел в сети дневное фото, чтобы было четко их видно).
Пространство двора:
А этот проход ведет в Саперный переулок, к дому Англареса.
Дом Хлебникова
В Виленском переулке по другую сторону улицы Восстания я обнаружил еще один шедевр модерна. Проект Бориса Гиршовича (известного по дому Бака). Сейчас он на ремонте, но даже строительными лесами и сумерками эту красоту не скроешь:
Чем-то напоминает дом Бадаева.
Храм св. Апостола Иоанна Богослова
На улице Некрасова у меня остался один «должок» — Иоанновский храм, который я проскочил в светлое время.
Между прочим, проект Николая Никитича Никонова, известного по собственному «дому-прянику» в неорусском стиле на Колокольной. А вообще по его проектам в Петербурге построено порядка 10 храмов, в том числе и этот.
Вид со стороны Озерного переулка:
Вечером Озерной переулок хорош не меньше, чем днем:
На «Невском центре» уже праздничное украшение:
Павильон станции метро:
Летом на этом пятачке я несколько раз видел мужчин в возрасте, игравших духовую музыку, такой мини-оркестр. Поставлю-ка я вам на прощание вальс «На сопках Маньчжурии» из их репертуара.
P.S. До встречи и хороших вам прогулок!
P.P.S. Также приглашаю вас в Telegram-канал — буду выкладывать то, что не вошло в статьи на Дзен + анонсировать экскурсии.