Найти тему
Василий Дурных

Абитура

Поступать в институт культуры я решил в армии, уже перед самым дембелем. Почему именно в институт культуры, а не в сельхоз или педагогический, объяснялось просто. До службы, учился я в Иркутском культурно просветительном училище, и после первого курса, был призван в армию. Оставалось закончить еще два курса, и диплом в кармане. Так в принципе я и собирался сделать. Но осенью, когда мне оставалось служить полгода, пришли к нам в роту после учебки три татарина с высшим образованием. Были они старше нас «дедов» на несколько лет, и казались нам уже взрослыми мужиками. Хотя по сроку службы, считались они молодыми. И вот глядя на них, стала меня посещать мысль. - Если эти «молодые» сумели окончить институт, то чем я хуже? – Это, не давало мне покоя, признаться, я даже завидовал им. И желание учиться в институте, овладевало мною все больше и больше. Чтобы не тратить времени на окончания училища, решено было после дембеля, забрать документы и поступать в институт культуры, который находился в городе Улан-Удэ. К тому же в нашей роте, были еще ребята с моего призыва, которые после службы собирались поступать в вузы. Собираясь в курилке, мы часто вели разговоры о предстоящем поступлении и задавали вопросы татарам на эту тему. А те отвечали одобряя наше решение. Службу я проходил в Монголии, в танковом батальоне, механиком водителем. Потому как в сельской школе в те времена, учили нас еще на водителей и трактористов. И вместе с аттестатом о среднем образований, получали мы профессии трактористов и водителей. Вот и попал я в танковую учебку, а затем в Монголию. В мае семьдесят девятого, наступил долгожданный дембель. Характеристику командиры выдали мне прекрасную. Расписав в ней какой я отличный механик, как хорошо я разбираюсь и отношусь к технике, и как классно вожу танк днем и ночью. Такая характеристика, служила бы отличной рекомендацией для поступления в технический вуз, на механический факультет, но совсем не в институт культуры. Техника и машины мне тоже нравились, но больше нравилась организация всяких мероприятии. Это было с детства, начиная от игр в войну, походов в лес и соревнований среди мальчишек, организатором которых я всегда являлся. Это и повлияло на выбор профессии. В училище, мне выразили крайнее недовольство, что оставляю у них учебу. Пригрозив, что если я не поступлю в институт, то назад меня больше не возьмут. И вот, понимая всю серьезность положения, с характеристикой годной для поступления в технический вуз и не отвыкший еще от армейского уклада жизни, стал я готовиться к поступлению в институт культуры. Выбрав ту же специализацию что и в училище, режиссуру массовых праздников. Для начала купив справочник, для поступающих в вузы. Там было множество вопросов по различным дисциплинам, которые могли быть в экзаменационных билетах. Мне же предстояло написать сочинение, сдать литературу, русский язык и историю устно. Но первым и главным экзаменом, была специализация. - Это перед приемной комиссией, нужно было прочитать отрывок из прозы, затем стихотворение и басню. После этого спеть песню и танцевать. Конечно, это был главный экзамен, основной критерий отбора, но и на других тоже можно было срезаться. Поэтому готовиться приходилось очень основательно. В то время, когда дембеля из нашей деревни гуляли сутками напролет, мне приходилось, начиная с раннего утра и до позднего вечера, сидеть за учебниками. Литература и история давались легко, так как это были мой любимые предметы в школе. А вот правила русского языка забыл основательно, так как в армии, все общались в основном на матерном. Поэтому, каждый вопрос разбирал тщательно, записывая в тетрадь и заучивая наизусть правила. Стихи и прозу читал перед зеркалом, пел тоже. А вот с танцами у меня было напряженно. Что только не пробовал, и цыганочку, и барыню. Но все было так неловко и смешно, что младшие братья, глядя на меня хватались за животы от смеха. И помочь мне было некому. Но почему-то я не боялся специализации, мне уже приходилось ее сдавать при поступлении в училище. Из всех предметов, меня напрягал только русский язык, а в остальных я был уверен. Ближе к августу поехал в Улан-Удэ. В этом городе мне приходилось бывать проездом, когда нас эшелоном везли в армию, а потом назад домой. Но на сей раз, летел самолетом, в те времена было несколько рейсов в сутки по маршруту Братск-Улан-Удэ. Прилетев утренним рейсом и взяв такси, доехал до института. В приемной комиссии сдал документы, получив при этом направление в общежитие, которое находилось недалеко, всего в одной остановке. Представляло оно из себя пятиэтажку из кирпича, коридорного типа, частично заселенную абитуриентами. Кастелянша выдала мне матрас и подушку, и я поселился в комнате на втором этаже. А там уже жили два абитуриента, которые как оказалось, тоже поступают на режиссуру массовых зрелищ и представлении. К тому же парни как и я были дембелями, только что вернувшимися из армии. Саша Усов, проходил службу на заставе в Даурии, а Чимит, фамилии за давностью лет уже не помню, служил на подводной лодке на Камчатке. И как-то с первой минуты, нашли мы общий язык. Да и говорили в основном про службу, тему нам близкую и понятную. А потом пошли в пивную, что была рядом с общежитием, и отметили знакомство, взяв по кружке пива. А народ все прибывал и прибывал, заполняя комнаты общежития. Здесь были и музыканты с личным инструментом, и будущие театралы, хореографы и народники. Некоторые, уже имели среднее специальное образование, закончив музыкальные или культурно просветительные училища. Но основная масса абитуриентов, была из самодеятельных, театральных, музыкальных и хореографических коллективов. Да и кого тут только не было, и все это сообщество пело, плясало, играло и декламировало, готовясь к специализации. Отовсюду разносились звуки, репетирующих свои программы абитуриентов. И только абитуриентки библиотекари, сидели по комнатам, уткнувшись в книжки. Читальный зал института, тоже был забит ими, но это только в дневное время. Вечером, заниматься им приходилось в общежитии. Вот так, после довольно монотонной, даже скучной армейской жизни, попал я на бурлящий, неутихающий праздник жизни. Хорошо, что в комнатах не стояли пианино, как в общежитии в Иркутске, на улице Трудовой 134. Там проживали студенты сразу трех училищ, театрального, культпросвет и училища искусств. Так вот там, из общежития, как из музыкального ящика, на всю округу раздавались музыкальные звуки в любое время суток. Особенно, когда в умывальной комнате, распахнув окна, кто-нибудь играл на трубе. Так что в общежитии института культуры, было еще сравнительно тихо. Но здесь проживала только часть абитуриентов, другая, немалая часть, проживала на квартирах или были городскими. И только на консультациях, мы встречались все вместе. И в этой пестрой, людской толпе, уже начинали выделятся наиболее яркие личности. Как по одежде, так и по манере поведения. Из тех, кто поступал на наше отделение, наиболее заметными были Роман Сергеевич Амбуев, и Борис Григорьевич Виноградов. Были они городскими, к друг другу обращались только по имени отчеству, и снисходительно поглядывали на окружающих. Их поведение и манеры, напоминали героев из фильма «Приходите завтра», представившихся Фросе Станиславским и Немировичем–Данченко. Но это и вправду была игра с их стороны, как потом показало время. А парни они оказались отличные, и с большим чувством юмора. По вечерам, друг перед другом в комнате общежития, мы читали прозу и стихи из своих программ, делясь замечаниями. Чимит, читал нараспев стихи о море, устремив пылающий взгляд вдаль и размахивая руками в душевном порыве. Внешне он был похож на монгольского война, какие были на рисунках в учебнике истории. Невысокого роста, могучего телосложения, с громким голосом и горящими раскосыми глазами. Саша Усов, тоже был крепким парнем, но намного пластичнее и мягче Чимита. Стихи он читал проникновенно, голос у него был сильный и приятный. Мне повезло, что рядом было много музыкантов и танцоров. По моей просьбе, здесь же в холле общежития был поставили танец. Это была Барыня, и уже я топал, хлопал и приседал, довольно сносно, и к экзамену был готов. Двадцать восьмого июля был праздник, День Военно-Морского флота, и Чимит ушел с утра встречаться с друзьями моряками. Ночевать он в эту ночь не пришел, а явился только к обеду следующего дня. Слегка помятый и опухший, он поведал нам, что ночевал в вытрезвителе. И что там, он читал стихи, прозу и басню. А также пел и танцевал Яблочко. И все кто не спал, включая сотрудников, слушали и говорили, что он талант и обязательно должен поступить. Наступило первое августа, в этот день мы сдавали специализацию. С самого утра, у аудиторий в корпусе института, собрались огромные толпы абитуриентов. У каждой специализации, была своя приемная комиссия. Заходили по одному, показывали свою программу и выходили, ожидая результатов, которые объявляли не сразу. В числе первых я не пошел, а зашел где-то в середине. В аудитории за столом, сидела комиссия из пяти человек, здесь же за пианино, скучала аккомпаниатор. Представившись, я начал читать прозу, отрывок из повести Гоголя «Вечера на хуторе близь Диканьки». - Чуден Днепр при тихой погоде, - начал я, но вскоре был прерван. – Стихотворение, - попросил молодой мужчина в очках. И я начал читать монолог Барона из «Скупого рыцаря» Пушкина, чем даже вызвал некоторое оживление у членов комиссии - Как молодой повеса ждет свиданья, – начал я входя в образ. Конечно, с моей стороны может было и наивно брать такое произведение. Но мне оно нравилось. На этот раз меня слушали почти до конца. А затем, была басня про мартышку, которая увидела свой образ в зеркале. И песня про Алешу. Но самое интересное был танец. На вопрос аккомпаниатора – Что будем танцевать? Я уверено ответил – Барыню! И когда раздались первые аккорды, уперев руки в бока двинулся по кругу. Отплясывал самозабвенно и старательно, как учили меня накануне в холле общежития. И своим танцем, я вызвал улыбки у членов комиссии. Когда закончил, мне сказали – Спасибо, - и предложили подождать за дверью. Выйдя из аудитории, меня окружили товарищи спрашивая – Ну как? – Сказали подождать, - ответил я пожав плечами. – Всем так говорят, уж лучше бы сразу объявляли, чтобы не мучиться ожидая, - роптали вокруг. Экзамен закончился ближе к вечеру. И после небольшой паузы, объявили результаты. Вначале объявляли тех, кто не сдал, и они забрав экзаменационный лист выходили из аудиторий. Вышло больше половины. Мне поставили хорошо, и Саше Усову тоже поставили хорошо. А вот Чимит не прошел испытания, и был вынужден забрать документы. Но он не расстроился, и поступил в электротехникум связи. А через несколько дней, в библиотеке института мы писали сочинение. За него мне поставили удовлетворительно, так как наделал ошибок. А затем, были литература и русский язык устно. Здесь все прошло без проблем, за экзамен мне поставили отлично. А перед тем как сдавать историю, я настолько уверовал в свои силы, что заранее объявил товарищам, что сдам на отлично. И легко доказал это на экзамене. Ведь литература и история, были моими любимыми предметами в школе, и только по ним у меня в аттестате стояли пятерки. При зачислении, мной даже был превышен проходной бал, и меня зачислили в студенты. Поступил и Саша Усов, и мы с ним еще не один год жили в одной комнате в общежитии. Радостный я возвращался домой, а к первому сентября уже должен был вернуться в институт, так как предстояло ехать в колхоз на уборку. Так было принято в те годы, но об этом в следующей публикации.

-2