Найти тему
CatGeek

Во что поиграть: Invicible

Не далее как год назад довелось мне услышать, что некие поляки разрабатывают игру по какой-то повести пана Станислава Лема. И вроде бы эта новость должна была меня увлечь, но нет, почти пропустил мимо ушей — с творчеством Лема я был знаком слабо, в основном по «Солярису» и Ийону Тихому, да и те читал лет 15 назад. Хотя его саркастичный тон мне запомнился, да и свой стиль определённо присутствует, не зря творчество Станислава входит во всевозможные рейтинги НФ. С предсказательством тоже пан не дал маху — чего стоит хотя бы электронная книга и запись на кристаллах. В общем, почва была прогрета, тема отличная, база для игры великолепная, осталось только достойно реализовать. И вот игра выходит на прошлой неделе! Получилась ли? Об этом и будет мой обзор.

Едва ли можно было ожидать от неизвестного разработчика годной игры по непростой теме, к тому же представляющей собой приквел к известному произведению. Но! Далее будут спойлеры — неожиданно получилось! Игру очень тепло встретили, у неё отличные отзывы и рекомендации. Как же так вышло? Вот об этом я хочу поведать почтенной публике. Предупреждаю, спойлерить буду немного (хотя, по моему мнению, это никак не должно отразиться на желании ознакомиться с книгой либо игрой). Сначала я расскажу о повести, потом продолжу сюжетом игры. Итак, крейсер “Непобедимый” выходит на орбиту планеты, где ранее пропал его систер-шип, “Кондор”. Экипаж должен понять, что случилось с командой “Кондора”, это основа сюжета. Атмосфера фронтира, исследований, загадок планеты и тайны гибели всех людей просто таки погружает в себя и не даёт оторваться от книги до самого конца. А уж финальный вывод мог бы в своё время перевернуть моё представление об эволюции лет на 10 пораньше, чем это случилось. А ещё это самый настоящий гимн человечеству.

Приступим, собственно, к игре. Тут придраться вообще не к чему (есть к чему, на самом деле, но об этом позже). Мы видим идеальное воплощение того, как представляли будущее люди из 60-ых годов ХХ века, так называемый ретрофутуризм, или атомпанк — везде тумблеры, плавные обводы, большие кнопки и маленькие экраны, перфокарты и записи на магнитных лентах, оранжевые скафандры... И это соседствует с фотонными двигателями, излучателями антиматериями, гибернационными камерами, силовыми полями, автономными роботами и летающими зондами. Дизайн как окружения, так и самой планеты просто безупречен; настолько красивых пейзажей я не припомню даже в играх на космическую тему. Причём на самой планете нет практически ничего, кроме песка, ущелий, гор и немного воды. Но виды неба с планетой в ней, передвижного лагеря в ретростиле с вершины горы, пляжа с подступающими к кромке воды огромными камнями...Мммммм, дизайнерам игры однозначно зачёт.

О персонажах. Их не так много на самом деле, а один из них и вовсе лишь голос в нашем шлемофоне. Мы играем за астробиолога Ясну, которая очнулась с амнезией (затасканный приём, подумаете вы, и правильно подумаете; но тут он имеет самое прямое обоснование и отношение к главной загадке игры). Примечательно, что в оригинале вовсе не упоминаются женщины, но, на мой взгляд, решение сделать главного героя женщиной только сделало игру лучше — озвучка потрясающая! Как Ясна поёт песенку, подбадривая себя и заставляя сделать ещё шаг! А шагать придётся много — надо найти пропавших товарищей, что высадились вчетвером, и перестали выходить на связь... Голос по радио нам помогает — это астрогатор Новик, руководитель экспедиции, который остался на орбите и оттуда с переменным успехом пытается разобраться с нашей помощью в случившемся. Кстати, можно посоветовать игру маленьким девочкам, мол, вон, смотрите, каких высот можно достичь, если хорошо разбираться в науке и любить космос! У Ясны даже в какой-то момент есть монолог о том, как она решила стать астробиологом и полюбила космос — в возрасте 3-ёх лет папа обратил её внимание на ночное небо, и она там просто утонула... Впечатляющая деталь.

Ближе к делу. Игра на самом деле приквел к тем событиям, что показаны в оригинальной повести. Исследовательское судно Содружества “Стрекоза” с шестью человеками на борту выходит на орбиту планеты Регис III с целью опередить крейсер Альянса “Непобедимый”, который летит на планету выяснить судьбу “Кондора”. Но на “Стрекозе” про “Кондор” не знают, так как Альянс и Содружество соперничают между собой и, возможно, даже находятся в состоянии войны. Холодной так точно. Война... Война никогда не меняется. Примечательно, что у Лема ничего этого не было, было только несколько глухих намёков, а игра органично дополнила повесть. Итак, 4 человека высаживаются и через несколько дней с ними пропадает связь, поэтому астрогатор Новик посылает астробиолога Ясну выяснить, что случилось с экспедицией. Планета богата кислородом, и здешним воздухом можно даже дышать, но недолго, потому что также высоко содержание метана. В процессе выясняется, что пропавшие коллеги обнаружили в океане жизнь — водоросли и косяки существ, весьма напоминающих рыб, и недоумевают, почему на суше так пусто. Хотя в процессе игры Ясна находит записи коллег с “Кондора” и понимает, что жизнь на суше таки была — да она сама в пещерах видела исполинские останки древних ящеров... Но что же произошло, что жизнь теперь кишит исключительно в океане?

Естественно, изловить таких рыб — главнейшая задача экспедиции на первом этапе. Читая строки путевого журнала, так и всплывает в голове голос незабвенного Николая Дроздова: “А теперь мы наблюдаем перед собой удивительных существ, напоминающих земных рыб. Мы видим, как при приближении зонда они стремглав улетучиваются прочь. Это нехарактерно для существ, что ранее не видели искусственных объектов, тут есть какая-то загадка. Друзья, попробуем же её разгадать, поймав одну такую рыбу и тщательно её исследовав! При помощи шокера нам это удаётся, давайте же посмотрим на то, как устроены эти забавные инопланетные существа. Смотрите, во всём они почти полностью подобны земным аналогам, только вот этот орган выбивается из привычного образа. Каким-то образом эти так называемые рыбы научились улавливать электромагнитные волны, поэтому и шарахались от наших зондов. Удивительными путями идёт иной раз эволюция! Интересно, для чего же понадобилось избегать электромагнетизм этим существам?”

Далее Ясна начинает искать товарищей, параллельно восстанавливая в памяти детали, предшествующие спуску на планету. Стоит чуть рассказать, что же геймплейно представляет собой игра. Перед нами симулятор ходьбы с очень хорошим и глубоким сюжетом. Вы исследуете планету пешком и на вездеходе (атмосферный и уютный транспорт), параллельно выясняя, что же случилось с товарищами, и натыкаясь на остатки экспедиции “Кондора”. Погружение достигается за счёт деталей, доселе незамеченных в других проектах — она регулярно устаёт, шлем запотевает от дыхания, симуляция карабканья по камням весьма реалистична, не так, как в других играх, типа схематически залез. Тут весьма правдоподобно прописана анимация движения, а звук органично дополняет действие. Ещё раз повторюсь, озвучка просто великолепна; ещё и подобрали такой ненавязчивый эмбиент в качестве сопровождения, и он вкупе с одиночным шатанием по пустой планете очень создаёт нужное настроение. Использование аналоговых инструментов (радар, сканер, да дальномер) дополнительно погружают в атмосферу ретрофутуризма. Да тут вообще ВСЁ на неё работает, начиная от дизайна костюмов, и заканчивая философскими рассуждениями о природе человека и машины.

И если бы все игры по книгам были такими! Оказывается, что сюда завезли ещё и несколько концовок, причём я, сам того не специально не желая, вышел на самую хорошую из них. Спойлерить я не буду, что же случилось на Регис III, вы можете узнать сами, пройдя игру или прочитав “Непобедимого”. Отмечу только, что игра, являясь приквелом, бережно переносит все идеи и сюжет книги практически один в один, что несомненно является плюсом, ибо С. Лем таки отличается отличными философскими рассуждениями, что очень украшает как книгу, так и игру. И это я ещё не рассказал, что по мере прохождения сюжета открывается комикс, который можно посмотреть из главного меню.

Мы, геймеры, очень не любим только хвалебные отзывы, так что упомяну и моменты, которые могут не понравиться. Во-первых, это симулятор ходьбы; те, кому нужен активный ураганный геймплей, попросту не поймут, для чего это всё. Во-вторых, если вы читали книгу, игра не откроет вам нового — фактически это переложение сюжета, там даже дословное цитирование есть. Я не считаю это недостатком, всё же то, что сюжет может быть показан книгой, фильмом или игрой — это несомненный плюс нашего времени. В-третьих, процесс может показаться вам несколько однообразным. Вы просто ходите, иногда выбираете из разных вариантов ответа, и смотрите в свой планшет, чтобы понять, куда дальше идти; это не особо удобно. То есть если вы не настроитесь на достаточно медитативный процесс (но очень, очень атмосферный!), то должного удовольствия не получите. В-четвёртых...да к чёрту в-четвёртых, это же Станислав Лем! Если вы любитель отличной гуманистической фантастики конца 50-ых начала 60-ых, самого “золотого века” — вы просто обязаны ознакомиться с этой игрой! Это так же верно, как то, что Джа Джа бинкс является ситхом.

Йоу, друзья, вот мой обзор и подошёл к концу. Я считаю, что Starward Industries удался первый проект, причём такой непростой, и они весьма достойно перенесли в иное измерение книгу пана Станислава. Внутри есть и пара отсылок на Лема, и я весьма порадовался, наткнувшись на них. Считаю, что игра всемерно удалась, что также подтверждают оценки и отзывы в Стиме. Засим откланиваюсь, играйте в достойные игры и читайте только хорошие книги!

Автор: Алексей Цибенко.