Найти тему
Секреты Старого Китая

«Не сотвори себе кумира...»

Дискуссия, внезапно разгоревшаяся на нашем канале в вк, побудила взяться за не совсем привычную мне тему: поговорить про разницу между образом - вымышленным персонажем в художественном кинофильме, актером и реальным человеком, воплотившим этот образ.

Итак, разберемся по порядку!

В фильме «Кулак ярости» японцы преподносят Ассоциации Цзинъу вывеску с надписью «Больной человек из Восточной Азии», чтобы оскорбить Хо Юаньцзя, назвав китайцев «слабыми» по сравнению с японцами.
В фильме «Кулак ярости» японцы преподносят Ассоциации Цзинъу вывеску с надписью «Больной человек из Восточной Азии», чтобы оскорбить Хо Юаньцзя, назвав китайцев «слабыми» по сравнению с японцами.

Образ, вымышленный персонаж в художественном кинофильме, актер и реальный человек, воплотивший этот образ - у всех есть свои отличия и особенности!

Образ в кинофильме является результатом совместного творческого процесса, созданным актером, сценаристом и режиссером. Это вымышленный персонаж, который при этом вполне может быть основан на реальных прототипах или быть полностью выдуманным. Он представляет собой определенный образ, у которого свои черты характера, мотивацию и цели, которые этот образ должен внятно, понятно и наглядно донести до зрителя.

Актер, в свою очередь, является исполнителем этого образа. Он призван воплотить на экране или сцене задуманный режиссером образ, придавая ему жизнь и эмоциональную окраску. Актер для этого использует свои навыки и талант для того, чтобы максимально убедительно передать зрителю образ персонажа, у которого по сюжету есть характер, мотивация и цели.

Реальный человек, воплотивший этот образ, также со своими особенности. Он может быть известным или начинающим актером, который сталкивается с вызовом воплотить на экране персонажа, порой отличного от его собственной личности, пережитого лично и сформировавшихся в итоге жизненных установок. Или это может быть обычный человек, который пробует играть роль в кинофильме или спектакле.

Но что важно, в обоих случаях реальный человек придает образу свою индивидуальность, опыт и чувства.

Таким образом, разница между образом в кинофильме, актером и реальным человеком, воплотившим этот образ, заключается вот в чём:

- первый является творческим продуктом, созданным с помощью воображения и таланта сценариста и режиссера;

- второй - исполнителем этого образа, использующим свои актерские навыки;

- третий - человеком, который придает образу свою индивидуальность и жизненный опыт.

Каждый из них играет важную роль в создании убедительного и запоминающегося образа на экране или сцене, но только ошибкой будет воспринимать их как нечто единое и неразрывное.

Брюс Ли, например в фильме «Кулак ярости», воплотил образ ученика Мастера Хо Юаньцзя, хорошо до сих известного в Китае своим противостоянием иностранцам. Но Брюс Ли там играет образ не просто специалиста по боевым искусствам, но ученика, который борется, чтобы защитить честь китайцев перед лицом иностранной агрессии и привлечь к ответственности виновных в смерти своего Учителя. Но ещеё раз обращаю внимание, что этот образ был создан с помощью воображения и таланта сценаристов и режиссера, и представлял собой идеализированное воплощение мастерства и силы. Ли в итоге стал культовой фигурой, известной во всем мире. Особенно среди китайцев, благодаря продвижению китайского национализма в своих фильмах и за то, что он бросил вызов антикитайским настроениям и стереотипам на Западе, в первую очередь - в Соединенных Штатах.

Антикитайский плакат в штате Орегон: "Китайцы могут остаться или могут уехать!"
Антикитайский плакат в штате Орегон: "Китайцы могут остаться или могут уехать!"

Именно благодаря фильму с Брюсом Ли многим стал знаком термин «Больной из Восточной Азии». Хотя реально он возник 17 октября 1896 года, когда шанхайская газета «字林西报» перепечатала из лондонской «Таймс» статью с заголовком «Китайские факты». В той статье впервые упоминается данное понятие, вот только речь была не о плохой физической подготовке китайцев, а о провале военно-политических реформ, вызванном коррупцией в чиновничьей системе Цин. Фактически, первоначальное английское значение «Больной из Восточной Азии» относится к государству, а не к населению. Но понятно это было не всем, а сам термин [великий] больной Восточной Азии (东亚病夫 dōngyà bìngfū) становится унизительным прозвищем китайцев. И хотя по фильму герой заставляет японцев буквально съесть эти слова, концовка отражает очень важную и хорошо знакомую китайцам концепцию:

Кулачное искусство бессильно против современного оружия Запада.

То есть смысл, видимый ими и заложенный режиссером и сценаристом кинокомпании Golden Harvest, несколько шире, чем видят западные любители боевых искусств... И фильм по факту нечто большее, чем просто «боевик в жанре кунфу».

-3

На этом можно было бы закрыть тему, однако хотелось бы вспомнить еще пару кинозвезд той поры и рассмотреть их связь с ТКБИ.

Итак, не совсем верно, но практически одновременно (нет) восходят три звезды: Брюс Ли , Джеки Чан и Джет Ли. В широких массах они все признаны Мастерами китайских боевых искусств. Однако в реальности всё не так просто...

Вообще, мало кто в курсе, что когда 1953 году Брюс Ли, настоящее имя которого Ли Чжэньфань (李振藩 Lǐ zhènfān, 1940-1973) пришел проситься в ученики к Ип Ману, ему первоначально было отказано в изучении Вин Чун из-за бытовавшего правила.. не обучать иностранцев! Так как он по линии матери считался на четверть европейцем. :) Сейчас нам это кажется смешным, то тогда некоторые просто отказывались с ним тренироваться из-за этого. Напомню, многие китайцы были против обучения неазиатов, и кое-кто соблюдает это правило даже в наши дни. Но обучение длилось не долго, в возрасте 18 лет он переехал из Гонконга в Сиэтл уже в 1959 году, чтобы получить американское гражданство и продолжить образование. Много или мало он изучал ушу - судите сами! Но с этого начинается уже его самостоятельный поиск и Путь.

Другой наш герой - Джеки Чан, настоящее имя которого Чэнь Ганшэн (陳港生 Chén Gǎngshēng, 1954 г.р). В отличие от предыдущего героя родился не в Сан-Франциско, а в Гонконге и чистокровным китайцем. :) В детском возрасте его отдали в "Китайский театральный институт" (中國戲劇學院 Zhōngguó xìjù xuéyuàn). Так называлась пекинская оперная школа в Коулуне, это Гонконг опять же, если кто не в курсе. Она была основана Ю Чаньюанем (于占元 1905–1997), который в молодости был известным актером пекинской оперы, но вынужден был бежать в Гонконг от событий тридцатых годов на континенте. Хотя у школы было впечатляющее название, но в реальности она была лишь средней среди многих подобных оперных школ Гонконга, где её глава и руководитель, и главный тренер и все остальные роли. Для нас же важно, что Ю Чаньюань был не из Мира Цзянху, в Пекине он амплуа военного персонажа, то что именуют "молодой герой" (武生 wǔ shēng). Для зрителей он должен явно и эффектно демонстрировать хорошие навыки боевых искусств, а также особую манеру поведения и характерное мужество военачальника. Большое значение играло множество сугубо театральных умений: от принятия правильных образных поз до декламации в строго регламентированной манере, а не только эффектное владение различным оружием и вычурная акробатика. Это вообще очень интересная тема, но об этом - в другой раз. Важно другое: там не учили ушу, там учили изображать ушу. А это как никак - не одно и тоже...

Там Джеки отбирают в команду из самых способных студентов под названием «Счастливая семерка» ( вернее 七小福 qī xiǎo fú). И они демонстрировали свои акробатические и актерские способности, развлекая публику в парках развлечений и других площадках. Школа также отправляла их работать на киностудии в качестве массовки. Из этой команды вы наверняка знаете таких звезд, как Саммо Хунг и Юэнь Бяо. Как и чему их учили, лучше почитать его самого в книге «Я - Джеки Чан».

Как Брюс Ли, Джеки был знаком с кинематографом с раннего детства, кстати был дублером в вышеупомянутом фильме. Но его первым настоящим успехом стал фильм 1978 года «Змея в тени орла», где, как говорят, режиссёр разрешил ему самому придумывать трюки. Получилась отличная комедия, но с придуманными китайскими боевыми искусствами.

Напомню, что актер - исполнитель образа, который призван придать ему жизнь и эмоциональную окраску. Джеки Чан как раз известен своими выразительными актерскими способностями, которые он продемонстрировал во множестве замечательных фильмов, где он мастерски использовал свои навыки и талант для того, чтобы убедительно передать зрителю образ персонажа.

Мне вообще его ранние фильмы нравятся больше всего!

-4

Третий наш герой - Джет Ли, его настоящее имя Ли Ляньцзе ( 李连杰 Lǐ Liánjié, 1963 г.р.). Формально - это единственный ушуист из всей троицы. Более того, он включен в список лучших, он один из «Десяти лучших звёзд ушу»(十大武星 Shí dàwǔ xīng). Однако он изначально занимался не традиционным, а спортивным ушу, и после трех лет тренировок у легенды спортивного ушу У Биня ( 吳彬 Wú Bīn, 1937 г.р.), он в составе пекинской команды по ушу выиграл свой первый национальный чемпионат. Затем с 1974 по 1979 год Джет Ли пять раз выигрывал титул чемпиона КНГ по ушу. Но в 18 лет он уходит из спорта, получив признание в Китае как актер, успешно тогда дебютировав в фильме «Храм Шаолинь», который мгновенно принес ему славу.

Как говорилось ранее, реальный человек, воплотивший кинообраз, также обладает своими уникальными особенностями. Джет Ли известен своими высококлассными навыками спортивного ушу и выдающейся физической подготовкой, которые он и приложил для создания образа юного монаха в своих фильмах про Шаолинь. Он придал образу индивидуальность, мастерство и чувства, что сделало его воплощение этого персонажа ярким, убедительным и очень запоминающимся.

-5

Вот такая занятная история, и такие разные три звезды и три таланта....

Мне сложно сейчас сказать, возможно и в подростковом возрасте и возможно ориентироваться на каких-либо персонажей кино, но вот после прожитых лет я давно уже очень далёк от подобного...

Мне видится более важным самому себе периодически задавать себе же простой вопрос:

А стал ты в чём-то лучше по сравнению со вчерашним самим собой?...

Дм. Моисеев, СПб