Как постичь и отразить в искусстве события, которые сметают все привычные формы жизни, все смыслы, все устои и моральные ориентиры?
Первая четверть XX века – время перемен и больших потрясений в России и в мире. Искусство этого периода отличается появлением и невероятным разнообразием новых течений, подходов, экспериментов. Разными путями творцы пытались осмыслить новую реальность.
Павел Филонов – крупнейший представитель русского авангарда. В 1910-е годы он сформулировал принципы «аналитического искусства». И его метод оказался очень востребован среди ищущих, смелых, увлечённых людей: через школу Филонова с 1925 по 1941 годы прошли около 100 художников.
Привлекала учеников, без сомнения, не только система, но и сила личности и таланта ее создателя.
В эпоху потрясений полумеры не уместны: люди того времени хотели мыслить масштабно и мечтать о великом. Максимализм Филонова, проявлявшийся и в работе, и в повседневной жизни, отвечал этим запросам.
Даже в самые тяжелые периоды художник непрестанно, фанатично работал. Он умер в 1941 году в блокадном Ленинграде, и стены его мастерской были увешаны недавно созданными произведениями. Был бескомпромиссен – отказался преподавать в Академии Художеств, поскольку считал, что ее система обучения устарела. Оставался абсолютно равнодушен к материальным благам. Временами Филонов не имел денег даже на холсты, писал на бумаге и картоне, практически голодал. При этом – отдавал предложенные ему заказы ученикам, преподавал бесплатно, не продавал свои произведения коллекционерам.
Цели творчества художник ставил грандиозные: аналитический метод должен был объединить искусство и науку.
«В студии каждый начинал чувствовать себя художником ХХХ века, когда наука и искусство сольются», - писал один из учеников Филонова, Олег Покровский.
Сам термин «творчество» мастер считал устаревшим. Вместо него объявлялся принцип «сделанной вещи». Вторым, не менее важным по значимости, стал «принцип органического».
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО?
Художник должен строить свои картины, как природа творит из атомов и молекул формы и организмы. Каждое прикосновение к холсту, каждая точка в этой системе является «единицей действия», которая действует одновременно формой и цветом.
«…Главное — максимальное напряжение изобразительной силы. Произведение „вырастает“ из точек касания — свободных беспредметных форм. Работа закончена, когда возникает ощущение „поверхностного напряжения“ формы, и кажется, что невозможно добавить хотя бы еще одну „единицу“», - писал Павел Филонов.
На практике это означает, что в работах Павла Филонова и его учеников нарушаются классические представления о времени и пространстве, о границах форм и предметов – но отображаются невидимые взаимосвязи, сложные движения в природе и духовном мире человека, которые как бы интуитивно почувствовал художник.
Для Павла Филонова важны были темы весны, цветения – они естественнее всего сочетаются с «принципом органического». Мастера интересовала природа жизни, времени и человека. Человек в его творчестве предстает как «малый космос».
В полуабстрактных композициях с изображениями лиц и голов людей художник пытается передать взаимосвязи материального и духовного начала в человеке.
Однако, Филонов считал, что метод аналитического искусства позволяет изобразить абсолютно всё.
Произведение «Формула Петроградского пролетариата» посвящено осмыслению общественной жизни в период драматических перемен. Вихревой поток линий и цветовых пятен, в котором выделены лишь отдельные фрагменты реальности, ассоциируется с устремленным в будущее ветром революции, сметающим старые, но и созидающим новые, пока еще не вполне ясные формы.
Для работ Филонова характерны динамика и напряженность эмоций. Динамика естественно отражает принцип органического – ведь в природе не существует статики, а любое явление всегда развивается.
В свою очередь, эмоциональность, выраженная в яркости красок, насыщенности произведений светом и пульсирующим пастозным мазком, соответствует и сложным задачам автора работ и драматизму времени, в котором жил художник.
Для своих учеников Павел Филонов не ставил никаких ограничений по жанру и форме произведений. Требовалось лишь строгое соблюдение аналитического метода. Последователи Павла Филонова писали абстрактные и реалистические композиции, в том числе масштабные живописные панно, создавали книжные иллюстрации и скульптуры, оформляли спектакли.
ФОРМУЛЫ ЖИВОПИСИ
Павел Филонов по-своему уловил нерв времени: его метод словно бы помещал художника в центр вихря жизни и требовал внимательно наблюдать и анализировать происходящие события. Затем, «глазом знающим» раскладывать увиденное на атомы («единицы действия») и собирать заново на холсте, отражая внутреннюю суть явлений.
Художник не был исключительным новатором в желании объединить искусство и науку. Для авангарда характерны попытки ввести в круг живописи новые открытия из оптики, химии, биологии и других областей знания.
Но степень синтеза, которой пытался достичь Филонов, беспрецедентна. Себя он называл художником-исследователем, а свои картины часто именовал «формулами…» - то есть кратким, точным и емким выражением того явления, которое требовалась изобразить.
Он мог вывести даже «Формулу космоса». Но главное для него – формулы великого светлого будущего человечества, которые еще только предстоит написать новым художникам и следующим поколениям. Поэтому важнейшее место в жизни Филонова занимала преподавательская деятельность.
До 29 января в Мраморном дворце Русского музея проходит выставка «Школа Филонова», на которой представлено около 120 произведений мастеров аналитического искусства.
Выставка проходит при поддержке ПАО «Северсталь», Благотворительного фонда «Доброта Севера», АО «Силовые машины», ООО «Лента», Nordgold, туроператора «FUN&SUN».