23 мая 2023 года известный японский бренд HARIO, производитель посуды и аксессуаров для традиционной японской чайной церемонии, подал заявку на регистрацию товарного знак для формы тэцубина (японского чайника) в Ведомство по интеллектуальной собственности EC (далее - EUIPO). Обозначение заявлено для товаров 21 класса (контейнеры для напитков, неэлектрические чайники, японские чугунные чайники (тэцубин), кувшины и т.д.).
В июне 2023 года EUIPO отказало в регистрации данного знака. Отказ вынесен на основании статьи 7(1)(b) EUTRM Постановления Европейского Парламента и Совета ЕС 2017/1001, согласно которой обозначения, не обладающие различительной способностью, не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака.
Различительная способность товарного знака - важное условие для его регистрации, которое заключается в непохожести и оригинальности обозначения по сравнению с другими обозначениями, которые используются на рынке в отношении аналогичных товаров.
EUIPO пришло к выводу, что заявленное обозначение состоит из стандартной формы емкости, которая не отличается от присутствующих на европейском рынке стандартных форм чайников.
Заявитель предоставил следующие аргументы в защиту регистрации своего знака. Заявленная на регистрацию форма чайемка носит оригинальный характер. Волнообразные сегменты, их которых состоит форма, придают ей уникальность. В 2012 году данный чайник даже получил награду за оригинальный дизайн. Форма чайника, силиконовая крышка и изогнутая ручка обеспечивают удобный розлив напитка, форма носика гарантирует отсутствие пролива и подкапывая. По мнению заявителя, форма данного чайника отличается от стандартных форм чайников других производителей и может быть зарегистрирована в качестве товарного знака.
Данные аргументы не убедили EUIPO, которое еще раз объяснило, что заявленная форма не отличается от стандартной формы чайников, которые используются в повседневной жизни. Заявленное обозначение состоит из стандартной формы чайника для чая. Волнообразные сегменты, из которых состоит форма, носят декоративный характер и, по мнению эксперта, они никак не влияют на различительную способность заявленного обозначения. Все перечисленные заявителем характеристики формы указывают на ее декоративный характер или способствуют более удобному розливу напитка, и они никак не помогают потребителям узнавать и отличать товары бренда HARIBO от аналогичных товаров других производителей.
EUIPO подтвердило отказ на основе отсутствия различительной способности заявленного обозначения.
Комментарий
Позиция EUIPO в отношении регистрации объемных товарных знаков следующая. Восприятие потребителями товарного знака в виде формы товара не обязательно такое же, как в случае восприятия словесных и изобразительных товарных знаков, которые не зависят от формы товара. Обычно потребители не могут догадаться об источнике происхождения товара, полагаясь только на его форму или упаковку без каких-либо изобразительных или словесных элементов, поэтому установить различительную способность объемного обозначения в виде формы товара сложнее, чем установить данный характер словесного или изобразительного обозначения. Соответственно, только форма товара, значительно отличающаяся от принятых форм в данной сфере, может быть признана обладающей различительной способностью. Простого отклонения от стандартной формы недостаточно. Чтобы товарный знак мог выполнять свою главную функцию, а именно указывать на источник происхождения, разница между заявленным обозначением и стандартом должна быть значительной.
Здесь можно прочитать про недавние отказы EUIPO в регистрации товарных знаков для форм товаров.