Найти тему
Вижу красоту

#СИЛАВПАМЯТИ: Рассказ моего Учителя о немецком фарфоре

Мой учитель, моя вторая мама Людмила Романовна Ведерникова. 9 марта 1948 – 27 декабря 2022
Мой учитель, моя вторая мама Людмила Романовна Ведерникова. 9 марта 1948 – 27 декабря 2022

27 декабря 2022 года этот мир покинула Людмила Романовна Ведерникова – мой Учитель, наставник, моя вторая мама. Сегодня годовщина смерти, день памяти, уже год памяти. Длинный год сиротства и оплакивания своего одиночества, рассматривания совместных фотографий в рабочих буднях и за чайным столом в родном и любимом Омском музее имени М.А. Врубеля.

Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования, 2010. – № 7–8.
Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования, 2010. – № 7–8.

Перечитывая статьи Людмилы Романовны – я слышу её голос, интонации, вижу жесты, мимику, улыбку. Делюсь сегодня рассказом моего учителя о выставке в честь 300-летия основания Мейсенской фарфоровой мануфактуры, торжественно открывшейся 16 декабря 2009 года; публикую и фоторепортаж.

Немецкий фарфор. 300-летию Мейсенской мануфактуры посвящается. Выставка с таким названием прошла недавно в Омском областном музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.

Лоток из десертного сервиза, подаренного в 1772 году русской императрице Екатерине II прусским королём Фридрихом II. Берлин. 1770-1772-е. Госкаталог: 44107126.
Лоток из десертного сервиза, подаренного в 1772 году русской императрице Екатерине II прусским королём Фридрихом II. Берлин. 1770-1772-е. Госкаталог: 44107126.

Каждый керамический материал имеет особое поле притяжения. Перед археологической керамикой мы испытываем трепет: здесь и почтение к возрасту, и бесконечное удивление, как много человечество умело. Античные сосуды Египта и Древней Греции – по сей день эталон совершенства формы и гармонии. Керамика Ближнего Востока – яркая, «звенящая», как сошедшая с небес музыка. Итальянская майолика – это, безусловно, радость жизни.

Скульптурная группа «Марс и История» По модели Вильгельма Мейера. 1766. Берлин. XIX. Госкаталог: 35229530.
Скульптурная группа «Марс и История» По модели Вильгельма Мейера. 1766. Берлин. XIX. Госкаталог: 35229530.

Фарфор родился последним в многообразной керамической среде. Красив, ярок, наряден, баснословно дорог – он вызывал безмерную гордость у своих владельцев и безудержное стремление к обладанию – у остальных. В нём было всё – сияющая белизной поверхность, восприимчивость к передаче многочисленных цветов и оттенков в росписи, способность принимать любую форму, «одеваться в одежду» с тончайшим лепным декором. Фарфор стал королём керамики, её высшим достижением, Его Величеством.

Скульптура «Диана и Актеон» Модель Конрада Линка. Франкенталь, 1775 (?) Госкаталог: 44104664.
Скульптура «Диана и Актеон» Модель Конрада Линка. Франкенталь, 1775 (?) Госкаталог: 44104664.

Родившийся в Китае в шестом веке и привезённый в Европу знаменитым Марко Поло в тринадцатом, фарфор пять столетий оберегал секрет своего изготовления. Велик список имён европейцев, пытавшихся создать этот материал, равно как перечень шарлатанов, обещавших это сделать. В своей истории он имел и интригу создания, и множество легенд о составе массы, и даже славу материала, способного выявить отравителя.

И, наконец, в 1709 году алхимик Иоганн Фридрих Бётгер, под руководством учёного Эренфрида Вальтера Чирнхауза, в результате совместных непомерных, неустанных поисков, через год после смерти наставника уже самостоятельно раскрыл тайну «китайского чуда». Указом курфюрста саксонского и короля польского Августа II Сильного, страстного любителя и собирателя фарфора, 23 января 1710 года в крепости Альбрехтсбург города Мейсена была открыта первая европейская фарфоровая мануфактура.

Ваза. Живописец Мёбиус (?) (переработанная модель середины XVIII). Мейсен. 1765-1770-е. Госкаталог: 44107117.
Ваза. Живописец Мёбиус (?) (переработанная модель середины XVIII). Мейсен. 1765-1770-е. Госкаталог: 44107117.

Фарфор становится предметом страсти, восторга, поклонения и суровых монарших указов о запрете разглашения тайны его состава. Мейсенская фарфоровая мануфактура в Саксонии начинает своё триумфальное шествие.

Скульптура. Переработанная модель Иоганна Кендлера 1766 года. Мейсен. 1800-1814. Госкаталог: 44107134.
Скульптура. Переработанная модель Иоганна Кендлера 1766 года. Мейсен. 1800-1814. Госкаталог: 44107134.

Полученный в Мейсене фарфор, отличался от китайского большим содержанием белой глины каолин и обладал превосходными пластическими свойствами, что сделало закономерным широкое развитие скульптурного направления. Фарфоровая пластика появилась уже в первый период развития. Иоганн Иоахим Кендлер, будущий великий скульптор мануфактуры, пришёл в Мейсен молодым начинающим художником в 1731 году и проработал там более сорока лет. С его именем связано начало формирования именно того типа «фарфоровых кукол» (название скульптуры из фарфора в XVIII веке), который будет столь любим следующие два столетия, вызывая бесконечное множество подражаний, заимствований и подделок.

Скульптура «Попугай» По модели Иоганна Кендлера 1730-х (?) Мейсен. XVIII (?) Госкаталог: 35234285.
Скульптура «Попугай» По модели Иоганна Кендлера 1730-х (?) Мейсен. XVIII (?) Госкаталог: 35234285.

Расцвет мейсенской фарфоровой пластики приходится на середину XVIII столетия, когда в искусстве господствует вычурный стиль рококо с его прихотливостью и ассиметрией. Мифологические персонажи и аллегории, дамы и кавалеры в роскошных нарядах во время игр, карнавалов и маскарадов создавали бесконечную вариантность скульптурных композиций и придавали эпохе дух вечного праздника.

Направлению стиля рококо охотно «подчинилась» не только скульптура, но и посудные формы – крышки мисок увенчиваются фигурками, плодами, бутонами и цветами, ручки превращаются в причудливые комбинации из завитков и перевитых стеблей с листьями, поверхность покрывается различным тиснённым рельефным декором, а борта десертных тарелок – прорезным.

Скульптурная группа. Мейсен. Начало XIX (по модели около 1780)
Скульптурная группа. Мейсен. Начало XIX (по модели около 1780)

Изготовление фарфора – длинная цепочка сложнейших технологических операций и художественного мастерства, каждое звено которой требует от создателей напряжённых и неустанных поисков, бесконечного терпения и таланта. В этом ряду: составитель массы, придающий ей форму скульптор-модельер, мастер по обжигу и, наконец – живописец, который «выходит на сцену» последним. И теперь уже только он ответственен за создание чуда… Имя великого художника Мейсена – живописца, химика, технолога росписи фарфора – Иоганн Грегор Хёрольд. Он встаёт в один ряд с создателями мейсенского фарфора, «плечом к плечу» с Чирнхаузом, Бётгером и Кендлером. Фарфор обессмертил имена людей, определивших судьбу европейского фарфора и шествующую за ним славу.

Шоколадник. Мейсен. 1814-1820-е. Госкаталог: 35271424.
Шоколадник. Мейсен. 1814-1820-е. Госкаталог: 35271424.

Ни один керамический материал не обладал такой ослепительно белой поверхностью. Ни один живописец до появления фарфора не имел возможности пройти кистью по чистейшему, сияющему снежной белизной материалу и положить ярчайшие мазки пурпура, зелени и синевы, к тому же слегка просвечивающих в тонком слое. Палитра красок постоянно расширялась – художник получал новые возможности.

Десертная тарелка Берлин. Около 1775. Госкаталог: 35229507.
Десертная тарелка Берлин. Около 1775. Госкаталог: 35229507.

Отдав дань в росписи дальневосточному фарфору, он начал размещать на поверхности изделия европейские цветы, вначале копируя их с ботанических атласов, затем уже свободно «собирал» в букеты, не забывая прикрывать дефекты массы – «бросив» на них мелкий цветок, веточку, или маскировал изображением насекомого. Этот новый тип цветочной росписи, созданный в Мейсене и подхваченный другими мануфактурами, получил название «немецкие цветы».

Чайник Мейсен. Первая половина XIX. Госкаталог: 35271438.
Чайник Мейсен. Первая половина XIX. Госкаталог: 35271438.

Безусловно, в мейсенской росписи были все излюбленные сюжеты и мотивы XVIII столетия: военные баталии, пейзажи, гавани с кораблями, аллегории, мифологические персонажи, птицы и звери, травы и плоды, и конечно – придворные дамы и кавалеры, пастухи и пастушки. Играющие, пляшущие, догоняющие друг друга, флиртующие, жеманно позирующие или отрешённо задумавшиеся, они давали почувствовать атмосферу эпохи, её чарующий аромат.

Кофейник. Мейсен, 1780-е. Госкаталог: 35234274.
Кофейник. Мейсен, 1780-е. Госкаталог: 35234274.

В последней трети XVIII века стиль рококо медленно начинает «сдаваться» новому художественному направлению в искусстве – стилю классицизма. Формы предметов приобретают строгие геометрические очертания, приближаясь к цилиндру и конусу, становится популярной грушевидная форма. Ассиметричные завитки рококо сменяются регулярным орнаментом, в котором легко читаются античные мотивы. Пасторальные и галантные сценки на фоне условного паркового пейзажа в медальонах уступают место романтизированному пейзажу с замками, обелисками, мостами, руинами и мелкими фигурками на переднем плане.

Скульптура «Фридрих Великий»  По модели Иоганна Шадова. Берлин. 1870-е. Госкаталог: 30638245.
Скульптура «Фридрих Великий» По модели Иоганна Шадова. Берлин. 1870-е. Госкаталог: 30638245.

В начале XIX века на смену спокойному уравновешенному стилю классицизма приходит величественный, парадный торжественный стиль ампира. И если классицизм в своей основе опирался на искусство Древней Эллады, то ампир, безусловно – имперского Рима. Появляются военные атрибуты, орлы, античные сюжеты в прямоугольных медальонах на ярких насыщенных цветных фонах и обильное золочение с гравировкой. Однако, немецкие художники, не приняв помпезности и величия имперского стиля, создают более камерное и уютное направление в искусстве этого периода – бидермайер, так называемый стиль бюргеров.

Скульптурная группа. Модель Отто Пильца. Мейсен. 1906–1910-е. Госкаталог: 35229500.
Скульптурная группа. Модель Отто Пильца. Мейсен. 1906–1910-е. Госкаталог: 35229500.

С 1830-х годов начинается длинный период неостилей, в котором художники интерпретировали достижения прошлых веков – неоготика, «китайщина», вторая, а затем и третья волна рококо... Так продолжалось почти до конца столетия. И лишь в 1890-х годах рождается новый интернациональный стиль – модерн, стирающий границы между элитарным и массовым искусством.

Скульптура «Фавн и нимфа». Модель Рудольфа Маркузе, 1908. Унтервайсбах. 1908-1919 (?) Госкаталог: 44722490.
Скульптура «Фавн и нимфа». Модель Рудольфа Маркузе, 1908. Унтервайсбах. 1908-1919 (?) Госкаталог: 44722490.

Многочисленные фарфоровые предприятия немецких земель, открывающиеся одно за другим, конечно же, имели свои особенности, но в XVIII веке они шли в широком фарватере Мейсена. Во всём своём разнообразии на выставке представлены изделия XVIII – начала XX веков, выполненные на заводах Берлина, Валлендорфа, Дрездена, Зельба, Ильменау, Людвигсбурга, Оберхондорфа, Теттау, Уинтервайсбаха, Франкенталя, Фульды, Фюрстенберга.

Скульптура.  Модель Сигизмунда Вернекинка. Германия. Тюрингия. Фабрика К.Е.Ф. Арнольди в Эльгерсбурге. Начало XX. Госкаталог: 44722477.
Скульптура. Модель Сигизмунда Вернекинка. Германия. Тюрингия. Фабрика К.Е.Ф. Арнольди в Эльгерсбурге. Начало XX. Госкаталог: 44722477.

XVIII столетие – это «век фарфора», его блистательных побед. И эта выставка, посвященная юбилею мейсенской мануфактуры – о нём, о фарфоре, о его удивительных возможностях.

При подготовке выставки была проделана большая, порой самоотверженная работа по реставрации экспонатов. И только благодаря мастерству музейных специалистов, посетители смогли впервые увидеть часть этой прекрасной коллекции.

Собрание керамики нашего музея одно из лучших в регионе. Оно является гордостью коллекции. Поступившие в двадцатых годах прошлого столетия из Государственного музейного фонда произведения керамики когда-то входили в дореволюционные частные коллекции Романовых, Куракиных, Нарышкиных, Шуваловых, Шереметевых, Юсуповых, Строгановых, Лейхтенбергских, Соллогуба, Брокара, Морозовых, Прохоровых, Рябушинских, Харитоненко… – людей, несомненно, составлявших цвет нации.

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив