В фотоколлекции ГМИР хранится несколько сотен отпечатков Дмитрия Ивановича Ермакова (1845-1916), известного фотографа из Тифлиса (Тбилиси), награждённого многочисленными наградами за свою деятельность. Д.И. Ермаков с самого рождения был связан с разными странами и народами – его папа был итальянцем, мама, по некоторым данным, имела австрийско-грузинское происхождение. Д.И. Ермаков оставил огромное фотографическое наследие: в каталоге 1901 года было указано, что «коллекция состоит из 25000 видов». Фотографии из собрания Д.И. Ермакова были сделаны во время путешествий по югу России, Кавказу, Ирану и Турции. Снимков, относящихся к Центральной Азии, у него относительно немного – в двух каталогах Д.И. Ермакова, изданных в 1896 и 1901 гг., указаны наименования около 325 «закаспийских» фотографий так называемого «Русского Туркестана» (Бухара, Самарканд, Ашхабад и т.д.). В Государственном музее истории религии эта часть фотографического собрания Д.И. Ермакова представлена относительно неплохо – здесь хранится около четверти каталожных снимков (80 отпечатков 1880-1890-х гг.). Кроме того, около 25-ти «закаспийских» фотографий Д.И. Ермакова из музейного собрания ГМИР не отмечены в каталогах 1896 и 1901 гг. Возможно, эти снимки сделаны позже – в 1900-х гг. В каталогах фотографии Д.И. Ермакова подразделяются на «виды» и «типы». «Закаспийские виды» Д.И. Ермакова в нашей коллекции представлены преимущественно снимками прекрасных архитектурных памятников Самарканда и Бухары. Лишь несколько снимков были сделаны в других местах: Коканд, Ташкент, Мерв.
Одна из немногих туркменских фотографий Д.И. Ермакова сделана в безымянной текинской деревне: глинобитные здания в пустынной засушливой местности на фоне гор.
На некоторых фотографиях представлены и сами текинцы (подразделение туркменского народа). Текинские милиционеры, запечатлённые на снимке с изогнутыми шашками в руках, служили в Русской императорской армии на добровольной основе.
Образы местных жителей, запечатлённых на снимках Д.И. Ермакова, органично сочетали естественность и художественную выразительность. Умение находить контакт с людьми позволяло ему улавливать во время фотосъёмки сложные эмоции. На снимках Д.И. Ермакова были представлены люди, относящиеся к разнообразным этническим группам и социальным слоям. На одном из снимков, например, запечатлены заключённые тюрьмы Бухары, скованные одной цепью. Невзирая на тяготы своего положения, они смотрят на фотографа с любопытством.
Д.И. Ермаков, вероятно, сознательно избегал персонификации портретируемых им людей. Даже известные региональные политические деятели, вроде Астанакул-бия, запечатлённого на нескольких снимках, интерпретируются фотографом в качестве «типажа» (в данном случае «министра финансов»).
Список литературы
1) Ермаков Д. И. Фотография. Тифлис. Каталог фотографических видов и типов Кавказа, Персии, Европейской и Азиатской Турции : коллекция из 18-ти тысяч видов / Ермаков Д. И. - Тифлис : Паровая тип. Штаба Кавк. воен. округа, 1896. - 289 с., (а также приложение 44 с.).
2) Ермаков Д. И. Фотография. Тифлис. Каталог фотографических видов и типов Кавказа, Персии, Европейской и Азиатской Турции : коллекция из 25-ти тысяч видов : продолжение каталога 1896 года / Ермаков Д. И. - Тифлис : Паровая тип. Штаба Кавк. воен. округа, 1901. - 96 с. (а также два приложения 21 с. и 20 с.).
3) Холикова Р.Э. К генеалогии Астанакула кошбеги — премьер-министра Бухарского эмирата (1888–1910 гг.) (со слов его родственников) // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 519-524.
4) Hannavy, John. Encyclopedia of Nineteenth-century Photography, p. 494-495.