Найти в Дзене

Вертолётный двигатель ТВ7-117В для Ми-38 стал мощнее

Серийный турбовальный двигатель ТВ7-117В разработан специально для транспортных вертолетов Ми-38. Сейчас специалисты петербургского предприятия ОДК-Климов проводят комплекс работ по увеличению целого ряда показателей мотора.

О том, как вертолетный двигатель создавался и менялся в нашем материале.

Двигатель ТВ7-117В разработан петербургским предприятием ОДК-Климов © Объединённая двигателестроительная корпорация
Двигатель ТВ7-117В разработан петербургским предприятием ОДК-Климов © Объединённая двигателестроительная корпорация

Мощный двигатель для транспортного вертолета

Сертификат типа на авиационный двигатель ТВ7-117В выдано Федеральным агентством воздушного транспорта 12 июля 2018 года. Сейчас он серийно производится на петербургском предприятии ОДК-Климов. Двигатель предназначен для вертолетов типа Ми-38 и его модификаций.

Ми-38 — средний многоцелевой вертолёт, применяется для перевозки грузов и пассажиров, используется в качестве поисково-спасательного вертолета, для полетов над водной поверхностью.
Благодаря использованным техническим решениям вертолет Ми-38 превосходит другие вертолеты своего класса по грузоподъемности и основным летно-техническим характеристикам.
Ми-38 оснащён силовой установкой с двумя двигателями ТВ7-117В производства предприятия ОДК-Климов.

На транспортном вертолете Ми-38 установлены два двигателя ТВ7-117В © Вертолеты России
На транспортном вертолете Ми-38 установлены два двигателя ТВ7-117В © Вертолеты России

Современный двигатель ТВ7-117В создан на базе турбовинтового двигателя для самолетов ТВ7-117СМ и имеет большую взлетную мощность - 2800 л.с. Его отличает топливная экономичность и увеличенная мощность на чрезвычайном режиме, что делает его лучшим в своем классе.

Кроме того, на вертолетной силовой установке применяется новая цифровая система автоматического управления и контроля двигателя типа FADEC, разработанная также на предприятии ОДК-Климов.

В систему FADEC входит достаточно большой комплекс самодиагностики, что повышает безопасность полетов. Система замеряет и выводит на панель кабины пилота основные параметры работы двигателя. Благодаря этому специалисты могут оперативно получать данные о показателях силовой установки. Также система позволяет управлять двигателем во всем диапазоне режимов.

Специалисты ОДК-Климов продолжают работу по улучшению характеристик ТВ7-117В. Последние изменения двигателя спроектированы с применением технологии цифрового двойника. Современная технология позволила провести виртуальные эксперименты. Это в свою очередь сократило время на сертификационные испытания.

Благодаря цифровому проектированию и применению новых технологий удалось оптимизировать массу двигателя. При производстве мотора используются аддитивные технологии, некоторые детали изготовляются путем селективного лазерного спекания.

Возможности ТВ7-117В стали больше

Конструкторы предприятия ОДК-Климов продолжают работать над улучшением характеристик ТВ7-117В и всего семейства двигателей ТВ7-117. Специалисты проанализировали все параметры силовой установки, провели трудоемкую работу, чтобы выявить возможности для повышения характеристик мотора.

Планомерная работа по улучшениям велась на протяжении нескольких лет. В результате проведенных изменений маслосистема стала более надёжной и герметичной, также была проведена замена диффузора лопаточного и спрямляющего аппарата силовой установки на хромоникелевый, что сделало его более огнестойким. Также за счет доработки корпуса нескольких опор удалось повысить надежность опор двигателя и снизить уровень вибрации.

Все изменения, внесенные в двигатель ТВ7-117В получили одобрение от Росавиации © Объединённая двигателестроительная корпорация
Все изменения, внесенные в двигатель ТВ7-117В получили одобрение от Росавиации © Объединённая двигателестроительная корпорация

Системный подход к улучшению ТВ7-117В позволил сделать мотор лучше. В январе 2023 года было получено одобрение от Росавиации. Все изменения были подтверждены стендовыми испытаниями двигателя и летными испытаниями в составе вертолета Ми-38.

Однако на этом конструкторы петербургского предприятия не остановились. Двигатель прошел дополнительные сертификационные испытания и 1 июля было выдано Одобрение главного изменения типовой конструкции двигателя.

Росавиация подтвердила, что двигатель способен на чрезвычайном режиме обеспечить мощность 3750 л.с. и соответствует требованиям к взлету с площадок ограниченного размера.

Летом этого года ОДК-Климов увеличил количество циклов работы мотора для вертолетов Ми-38, добился снятия ограничения по эксплуатации двигателя только с включенным отбором на систему кондиционирования воздуха, который поступает в кабину пилота.

В ноябре разработчик двигателя получил новое одобрение главного изменения, которое увеличило назначенный ресурс основных деталей двигателя в 2 раза.

Планы производства

Петербургское предприятие ОДК-Климов полностью обеспечивает потребности заказчиков в вертолетных двигателях ТВ7-117В. Работы идут в рамках утверждённого графика.

В комплектной программе развития авиационной отрасли Росси до 2030 года утверждён план выпуска на ближайшие семь лет. ОДК будет постепенно наращивать объемы выпуска и к 2028 году выйдет на ежегодные 16 силовых установок. В общей сложности к 2030 году будет выпущено 78 вертолетных двигателей ТВ7-117В и восемь подменных и запасных.