16 ноября, Яндекс провел свою ежегодную презентацию, где были подведены итоги года, представлены новинки и раскрыты планы на будущее. Я выбрал несколько, по моему мнению, самых интересных моментов данного мероприятия, о которых расскажу в этой статье.
Алиса размножается
Я не представляю кто и зачем пользуется умной колонкой «Алиса». Меня она не устраивает ни как собеседник, ни как колонка.
Да, если у вас есть такая колонка, то не сочтите за труд и напишите в комментариях, что вы с ней делаете?
Однако, умные колонки с виртуальными ассистентами, такими как "Алиса", обычно справляются с такими вещами, как
- Голосовое управление: Вы можете задавать вопросы или отдавать команды голосом. Например, вы можете попросить "Алису" включить музыку, рассказать погоду, сказать новости и т.д.
- Управление умным домом: Если у вас есть устройства, подключенные к "умному дому", вы можете использовать колонку для управления этими устройствами. Например, включать свет, регулировать температуру, открывать или закрывать окна и т.д.
- Развлечения: Колонка может предоставлять доступ к различным развлекательным контентам, таким как музыкальные стриминговые сервисы, радиостанции, аудиокниги и т.д. А самая продвинутая модель работает и с видео.
- Информационная поддержка: Вы можете задавать вопросы "Алисе" и получать ответы на них. Например, вы можете спросить описание рецепта, получить информацию о расписании транспорта или найти ближайшие магазины.
Что касается популярности "Алисы" у разных пользователей, озвученная цифра в 60 миллионов человек, которые ежемесячно пользуются "Алисой", кажется мне нереальной.
Исходя из предоставленной Яндексом информации получается, что более 40% населения России общаются с «Алисой» и это включая стариков и младенцев. Мой мозг готов согласиться с цифрой, меньше озвученной в 2-3 раза, но может Яндекс не только в Директе переживает наплыв ботов, наивно принимая их за живых людей.
Прорыв в нейросетках
2023 год вообще стал годом нейросетей, и Яндекс явно стремится стать лидером среди российских "нейронных" компаний. Но сравнивая мощность представленного Яндексом варианта с моделями OpenAI, то пока здесь вряд ли возможна конкуренция (как, впрочем, и для остальных компаний типа Google и Facebook).
"ЯDветы": Полезные советы и рекомендации по работе с Яндекс.Директ
YandexGPT
К тому же, Яндекс сразу отстроился от конкурентов, заявив, что их целью является создание самой передовой русскоязычной модели YandexGPT, которая будет максимально вписываться в наш контекст.
Пока неизвестно, насколько это принесет им устойчивое конкурентное преимущество. Но и сейчас, GPT-4 продемонстрировала хорошие способности переносить знания между языками
Но сама идея звучит логично: было бы здорово, если нейросеть, специализированная на русском языке, научилась писать стихи с правильной рифмой (пока жалобы на невысокие стихотворные способности ChatGPT на русском постоянно появляются в комментариях под статьями на эту тему).
Кроме того, Яндекс делает упор на то, чтобы не только создавать базовые генеративные модели, но и сразу находить для них полезные применения для пользователей.
Так в Яндекс Браузере уже можно попросить нейросеть кратко пересказать видеоролик или статью, а в будущем планируется добавить улучшенные "быстрые ответы" от нейросети в поиск (уже проводятся тесты в бета-версии).
Цель заключается в том, чтобы поисковик не просто предоставлял множество ссылок, а пытался синтезировать осмысленную информацию и отвечать на вопросы пользователей (пока неясно, насколько успешно они смогут преодолеть известные проблемы нейронных сетей с "галлюцинациями" и склонностью к выдумыванию информации).
YandexART
Также Яндексом активно продвигается нейросеть YandexART, которая встроена в приложение "Шедеврум".
И вот здесь я вообще не понял, в чем именно она сможет конкурировать с западными лидерами, например, Midjourney
Картинки все-таки, в отличие от языка, имеют "локальные аспекты", которые труднее просматриваются и на которые можно было бы сделать акцент в тех местах, где западные аналоги не достигают успеха.
Так, что знание образа «бабы Яги», считаю очень спорным преимуществом.
AI-тренер
Сам встречал и даже читал отзывы, на «хит» 2023 года среди вакансий - объявление о наборе тренеров для обучения нейросетей в Яндексе.
Серьезно!
Там говорится, что уже 300 человек работают на должности AI-тренеров, и их количество постоянно растет. Задачей тренеров является оценка успешности выполнения поставленных задач нейросетью в процессе обучения, а также вмешательство, если она пытается сделать что-то неэтичное.
Честно говоря, мне интересно, действительно ли Яндекс указывает в трудовой книжке должность "тренер искусственного интеллекта".
В итоге
Ну а если в общем, то на конференции говорили о том, что в Яндексе очень заботятся о своих сотрудниках и пользователях, о культуре и так далее…
Короче, Яндекс "за все хорошее, против всего плохого"
Да, я не заметил каких-то огненных анонсов или интересных подробностей о новинках, на которые бы захотелось обратить внимание.