Из выступления бывшего директора Ленинградской студии кинохроники Г.С. Халипова на совещании начальников фронтовых киногрупп в мае 1942 года
История советской военной кинохроники давно стала неотъемлемой частью летописи Великой Отечественной войны: сотни тысяч метров отснятой кинопленки запечатлели горечь поражений первых месяцев войны, переломные моменты крупнейших битв, наступление Красной армии и ее торжество у стен Рейхстага. Руководство этим направлением осуществляло Главное управление кинохроники Комитета по делам кинематографии при СНК СССР, которому подчинялись фронтовые киногруппы, действовавшие на всех фронтах и флотах, а также студии кинохроники.
Публикуемый документ отражает сложную ситуацию, сложившуюся к зиме 1942 года на Ленинградской студии кинохроники, которую возглавлял Григорий Сергеевич Халипов. Как в силу объективных обстоятельств (трудности с передачей в Москву отснятого материала из окруженного города), так, видимо, и в силу определенной безынициативности Г.С. Халипова снятые ленинградскими кинооператорами пленки не передавались в столицу. В Главкинохронике на протяжении нескольких месяцев практически ничего не знали о судьбе операторов Ленинградской студии, а снятые ими сюжеты размещались не в составе «Союзкиножурнала» (в публикуемом выступлении он фигурирует как СКЖ), который был основной формой демонстрации военной кинохроники, а в киножурналах самой студии. Это фактически лишало зрителей возможности видеть героическую борьбу Ленинграда с немецко-фашистскими захватчиками.
Недовольство ситуацией в Комитете по делам кинематографии неоднократно выливалось в письмах председателя комитета И.Г. Большакова и начальника Главкинохроники Р.Г. Кацмана (Григорьева) на имя Г.С. Халипова. Так, зимой 1942 года Р.Г. Кацман писал: «…Где передовики строительства оборонительных рубежей, передовики лесозаготовок, домашние хозяйки и дети, отстаивающие город в командах МПВО от вражеских налетов? Где дружинница Клавдия Орлова? Где сам город – его улицы, площади?»*1 . От Халипова требовали повысить качество съемок, регулярно высылать отснятый материал в Москву через Политуправление Ленинградского фронта, сообщать о состоянии операторов студии и их ассистентов.
В марте 1942 года Комитетом по делам кинематографии было принято решение направить в Ленинград опытного кинооператора и организатора кинопроизводства Романа Лазаревича Кармена. Он должен был не только навести порядок в работе Ленинградской студии кинохроники, сформировать новые киногруппы и оценить расстановку операторских сил, но и возглавить работу над созданием большого документального фильма Ленинградской студии «Оборона Ленинграда» (фильм вышел на экраны под названием «Ленинград в борьбе»).
Первоначально «реформу» Ленинградской студии планировалось провести, как писал Р.Г. Кацман заместителю директора Лентехфильма И.В. Хмельницкому, «без особого шума, не ущемляя особенного Халипова». Но вскоре приказом № 75 от 30 апреля 1942 года по Комитету по делам кинематографии при СНК СССР Г.С. Халипов был освобожден от занимаемой должности и направлен в распоряжение Комитета, а на место директора Ленинградской студии кинохроники назначили И.В. Хмельницкого. Таким образом, на совещании начальников фронтовых киногрупп Комитета по делам кинематографии при СНК СССР 12−13 мая 1942 года Г.С. Халипов выступал уже как бывший директор Ленинградской студии.
Опущенные части стенограммы выступления Г.С. Халипова отмечены отточием в квадратных скобках. При публикации очевидные опечатки были исправлены без оговорок, добавлены примечания по содержанию.
***
12 мая 1942 г.
Тов. Халипов (Ленинград).
Товарищи, мне придется начать с начала войны, но я очень коротко, конечно, скажу, и уложусь в свое время. […]
К началу войны было создано девять групп: на ближайших подступах к Ленинграду, 2-я в Мурманске и Петрозаводске, третья в Таллине, специально для обслуживания флота.
Насколько вы знаете, события разворачивались очень быстро и фронт быстро подходил к Ленинграду, так что очень скоро Ленинград сам оказался фронтом. И те товарищи, которые успели войти в город, там и остались. Овсянников*2 и Масленников*3 прервали, по существу, всякую связь со студией, и до сих пор мы ни связи с ними не имеем, ни материалов от них не имели.
Первое время материал в непроявленном виде отправлялся в Москву. Это имело свои отрицательные стороны, так как только от первой партии посланного в Москву материала мы получили лаванды*4 и имели возможность дать в Ленинградском журнале*5 репортаж. В дальнейшем поступления лаванд прекратились, и журналы выходили без боевых действий нашей армии. В дальнейшем мы перестали отправлять материал, потому что связи не было. Политуправление официально заявило, что материалы они не могут отправлять, и Политуправление РККА разрешило нам проявлять материал в Ленинграде. Но надо сказать, что здесь моя ошибка, так как, если даже Политуправление не бралось доставлять наш материал, сама студия не приложила достаточных усилий, чтобы наладить какую-либо связь для отправки отпечатанного в Ленинграде материала в Москву.
Тот состав операторов, который имелся, постепенно начал редеть. Погибли Печул*6 , Сумкин*7 , молодой, подающий блестящие надежды ассистент Эдельсон*8 ; часть товарищей начала болеть – Блажков*9 , Трофимов*10 , Шулятина*11 ранили; и когда мы пришли к месяцам суровой блокады, в Ленинграде было, собственно, два оператора: Фомин*12 и Страдин*13 . 2 оператора – Симонов*14 и Славин*15 были выпущены за кольцо, в армии, которые вели боевые действия, так как армия внутри блокады была в обороне, и особенно снимать было нечего. Была тенденция снимать задворки армии в обороне, но это мы запретили. Тут стал вопрос об экономии пленки, которой в Ленинграде было очень мало, из Москвы не поступала, да мы этого особенно не добивались.
Таким образом, армия обслуживалась Славиным, он вторично сейчас ранен, и один раз, кроме того, был опасно болен, и Симонов был единственным оператором на той стороне, но он не давал хороших материалов, а в самом городе осталось два оператора. Третий оператор – Учитель*16 – работал по авиации, и в январе месяце его прикрепили к городу, и мы решили особое внимание обратить на Ленинград. Хотя ленинградский материал не вовремя направлялся в Москву, он не мог быть использован в СКЖ. Материала привозили до 30 тыс. м[е]т[ров] и он является большой ценностью. Но в СКЖ, повторяю, он, конечно, не годится.
Как вели себя люди в этот тяжелый период? Должен отметить, что так называемые ведущие люди, «золотой фонд», вели себя недостойно. Я не говорю о людях, которые нашли для себя наилучшим дезертировать, – хотя тов. Кацман пытался доказать, что это не является дезертирством*17 . Может быть, по-русски это будет звучать легче – «беглецы». Например, Паллей*18 . Я не беру период болезни и после болезни. Т. Богоров*19 с наступлением зимы и осени вел себя неважно. В феврале он пришел и сказал, что вел себя недостойно, признает это, что он просит определить его в армию.
(Тов. Кацман: В чем это сказалось, что значит «недостойно»?)
Он трусил, боялся выстрелов, изо всех сил отлынивал от работы. У нас была дистрофия, это болезнь истощения, но у некоторых была дистрофия моральная, вот и у него. Беляев ни одного сюжета не снял. Шулятин сначала плохо работал, потом стал лучше. Хорошо работали Трофимов, Учитель, Блажков, Фомин. Правильный упрек, что не было фронта в съемках, но к концу зимы они вынесли всю тяжесть зимы. Молодые операторы-ассистенты − Изаксон*20 , Дементьев*21 , Лейбович*22 − сделали в самое тяжелое время больше, чем операторы. Товарища Изаксона смело можно перевести из ассистентов в операторы. Была еще женщина – Захарова*23 . Она много работала, несмотря на то, что была в интересном положении, когда вообще имела право уехать; она не говорила об этом и хорошо работала.
[…] В феврале месяце возникла мысль о создании фильма*24 . Эта мысль была поддержана ленинградскими и фронтовыми организациями, и с их ведома и согласия, с их распоряжения, стали накапливать материал уже для фильма о Ленинграде.
Отношение Политуправления фронта к студии было хорошее. Оформлялось все очень быстро. Вопросы питания, обмундирования – все это разрешалось очень легко. Они учитывали трудные условия, в которых нам приходилось работать, а условия были, действительно, сложные.
Отношения с горкомом были хорошие. Ввиду специфических условий Ленинграда и невозможности в любую минуту связаться с Москвой, – ни одного шага нельзя было сделать без помощи горкома, и я так и поступал.
В настоящее время Ленинградская студия укомплектована новыми шестью операторами; это товарищи Шапиро*25 , Погорелый*26 , Иванов*27 , Назаров*28 , Левитин*29 , Ксенофонтов*30 . Двое из них показывают замечательные образцы работы. Погорелый замечательно снимает. Тов. Учитель имеет особые заслуги в части съемок. Тов. Иванов прекрасно работает. В общем, те опасения, которые были у наших хроникеров в Ленинграде и у некоторых так называемых «ведущих» работников, что, мол, люди, приглашаемые из художественных студий, не сумеют как следует справиться с работой, не сумеют стать кинорепортерами, – эти опасения были развеяны, так как оказалось, что эти люди замечательно работают.
Что касается вопроса об аппаратуре, то необходимые аппараты для этих товарищей мы достали.
С пленкой в настоящее время в Ленинграде тяжело. Я уже тов. Кацману сообщал об этом. Только недавно отправили пленку, но в дальнейшем придется отправлять туда еще.
[…] Но тут нужно сказать об одном, я бы сказал, печальном факте. Один из наших операторов (Максимов*31 ) провел грубейшую инсценировку. Это граничило почти с преступлением. Надо было его уволить, но мы не имели права увольнять. Я перевел его в ассистенты, с соответствующим предупреждением, а ассистента, который участвовал в этом деле (Зазулин*32 ), перевел в более низший разряд.
Ленинградская студия в прошлом году выпустила 60 журналов и 5 специальных выпусков. Производство журналов прекратилось в начале декабря в связи с тем, что не было ни света, ни воды.
Я очень сожалею, что нет у меня более точных цифровых данных. В Москву мы направили около 16 тыс. метр[ов] материала, мы привезли с собой 30 т[ысяч] м[етров], снято – 50 т[ысяч] м[етров] материала. Среди этого материала есть очень много ценного для истории. Кое-что вошло в фильм и в дальнейшем будет использовано в большом, широком фильме.
[…]
РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Ед. хр. 58. Машинопись.
К.В. Яковлева,начальник отдела РГАЛИ
__________________________________________________________________________________________
*1 РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Ед. хр. 100. Л. 17.
*2 Овсянников Федор Иванович (1907–1977) – оператор документального и научно-популярного кино. В годы войны был оператором киногруппы Северо-Западного фронта, затем киногруппы Северного флота, с ноября 1944-го работал на Ленинградской объединенной киностудии, с марта 1945-го стал оператором киногруппы Балтийского флота.
*3 Масленников Серафим Сергеевич (1907 – не ранее 1975) – ассистент фронтового кинооператора, оператор документального кино. В июне 1941 г. ушел на фронт добровольцем, был ранен. После излечения – ассистент оператора киногруппы Северного фронта, затем ассистент оператора киногрупп Карельского и Ленинградского фронтов. Работал в отрядах ленинградских партизан.
*4 Лаванда – то же, что мастер-позитив, промежуточный позитив, интерпозитив – промежуточная позитивная копия кинофильма, предназначенная для получения дубль-негативов, с которых производится тиражирование фильмокопий.
*5 Речь идет о «Северном киножурнале» Ленинградской студии кинохроники, выход которого был прекращен в декабре 1941 года. В мае 1942 года он был возобновлен под названием «Ленинградский киножурнал».
*6 Печул Филипп Иванович (1913–1941) – оператор киногруппы Карельского фронта, Лауреат Сталинской премии (1941). Погиб с бою на Карельском перешейке.
*7 Сумкин Владимир Алексеевич (1909–1941) – оператор киногруппы Балтийского флота. Погиб 28 августа 1941 г. в Таллиннском порту во время киносъемки эвакуации основных сил Балтийского флота из Таллина в Кронштадт.
*8 Эдельсон Давид Яковлевич (1915–1941) – оператор киногруппы Ленинградского фронта. Умер от ран, полученных во время съемки боев за город, 15 сентября 1941 г.
*9 Блажков Николай Алексеевич (1904–1989) – оператор киногруппы Ленинградского фронта. В феврале 1942 г. из-за сильного истощения, был в тяжелом состоянии эвакуирован в Ярославль. После излечения направлен Куйбышев, работал оператором Куйбышевской студии кинохроники. В марте 1944 г. вернулся оператором на Ленинградскую студию кинохроники.
*10 Трофимов Глеб Николаевич (1908–1989) – оператор киногруппы Ленинградского фронта. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969).
*11 Шулятин Герман Владимирович (1906–1973) – фронтовой кинооператор. Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1955). Лауреат Сталинской премии (1951).
*12 Фомин Сергей Николаевич (1908–1967) – начальник и оператор киногруппы Балтийского флота, оператор киногруппы Ленинградского фронта, с 25 августа 1945 г. – начальник морской киногруппы Дальневосточного флота. Лауреат двух Сталинских премий (1941, 1946).
*13 Страдин Владимир Иванович (1899–1972) – оператор киногруппы политуправления Ленинградского фронта, один из ведущих кинооператоров Ленинградской студии кинохроники. Лауреат Сталинской премии (1943).
*14 Симонов Георгий Александрович (1907–1982) – оператор ки¬ногруппы Волховского фронта, затем киногруппы Западного фронта. Лауреат Сталинской премии (1941).
*15 Славин Яков Михайлович (1902–1943) – оператор киногруппы Ленинградского фронта, затем киногруппы Волховского фронта. Погиб при невыясненных обстоятельствах в 1943 году.
*16 Учитель Ефим Юльевич (1913–1988) – оператор киногруппы Ленинградского фронта и 67-й армии, режиссер-документалист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1964). Лауре¬ат Государственной премии РСФСР (1967). Народный артист СССР (1976).
*17 Вопрос о «дезертирстве» некоторых операторов, до войны работавших на Ленинградской студии кинохроники, видимо, не раз поднимался в переписке директора студии с руководством Главкинохроники. Так, в письме Г.С. Халипову от 28 марта 1942 г. Р.Г. Кацман писал: «Несколько слов о Беляеве. Вы уже второго человека зачисляете в дезертиры. Неправильно делаете. О Донце я Вам уже писал. Беляев официально отозван через Политуправление Наркомата военно-морского флота и временно направлен на другой участок фронта, после чего будет снова откомандирован в Ленинград». (РГАЛИ. Ф. 2456. Оп. 1. Ед. хр. 100. Л. 2).
*18 Паллей Павел Иванович (1901–1962) – оператор киногруппы Ленинградского фронта. Призван в РККА Дзержинским РВК г. Ленинграда в 1941 г. С первых дней войны снимал ход боев на Ленинградском фронте и жизнь города в дни блокады. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1962).
*19 Богоров Евгений (Ансельм) Львович (1903–1999) – кинооператор фронтовой киногруппы Ленинградского фронта, затем Волховского, Карельского и 1-го Украинского фронтов Лауреат Сталинской премии (1943) за участие в съемках документального фильма «Ленинград в борьбе».
*20 Изаксон Леонид Семенович (1914–1989) – ассистент оператора в киногруппе Ленинградского фронта, снимал в партизанских соединениях. С мая по ноябрь 1944 г. – в киногруппе 3-го Прибалтийского фронта.
*21 Дементьев Борис Михайлович (1911–1979) – ас¬систент оператора в киногруппе Ленинградского фронта, снимал в партизанских соединениях, затем в киногруппах Карельского, 3-го Прибалтийского и 1-го Белорусского фронтов. Лауреат Сталинской (Государственной) премии СССР (1946).
*22 Лейбович Яков Миронович (1917–1995) – оператор киногруппы Ленинградского фронта, затем 1-го Украинского фронта. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988).
*23 Захарова Галина Николаевна (1919–1994) – ассистент оператора Ленинградской студии кинохроники, с 1943 года – ассистент оператора Центральной студии кинохроники (с 1944 года – ЦСДФ).
*24 Речь идет о создании документального фильма Ленинградской студией кинохроники «Ленинград в борьбе», в который вошли кадры из жизни города и Ленинградского фронта в период с июня 1941 по апрель 1942 гг. Режиссерами фильма выступили Р.Л. Кармен, , В.М. Соловцов и Е.Ю. Учитель. Фильм вышел на экраны 9 июля 1942 г. одновременно в Москве и Ленинграде.
*25 Шапиро Евгений Вениаминович (1907–1999) – команди¬р роты 37-го стрелкового полка 56-й стрелковой дивизии Ленинградского фронта, с марта 1942 г. – оператор киногруппы Ленинградского фронта, с 1944 г. – оператор Центральной объединенной киностудии (ЦОКС). Лауреат Сталинской премии СССР (1951).
*26 Погорелый Анатолий Иванович (1905–1991) – оператор киногрупп Ленинградского, 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов. Лауреат двух Сталинских премий (1943, 1946). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988).
*27 Иванов Олег Владимирович (1908–1969) – оператор Ленинградской студии кинохроники, с марта 1944 г. – начальник киногруппы Карельского фронт, затем начальник киногруппы 4-го Украинского фронта.
*28 Назаров Анатолий Михайлович (1906–1987) – оператор киногруппы Ленинградского фронта, затем киногруппы Волховского фронта. С октября 1943 работал на Свердловской студии кинохроники. Лауреат Сталинской премии (1951). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965).
*29 Левитин Вениамин Фаустович (1905–1966) – оператор киногруппы Ленинградского фронта. Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1950).
*30 Ксенофонтов Александр Сергеевич (1911–1968) – ассистент оператора, оператор в киногруппе Волховского фронта, затем оператор киногруппы Ленинградского фронта. С 1945 г. – военный корреспондент Политуправления 4-го Украинского фронта.
*31 Установить, о ком идет речь, не удалось.
*32 Зазулин Александр Александрович (1909–1984) – ассистент оператора киногруппы Ленинградского фронта, затем Волховского, Западного и 3-го Прибалтийского фронтов.