Найти тему
МК на Алтае

Территория доброты: зоозащитница из Новоалтайска спасает безнадежных животных

В ноябре во всем мире отмечается день памяти животных, погибших от рук человека. Сознательно или косвенно люди порой становятся причиной смерти не только диких представителей фауны, но и домашних питомцев. Одна из таких историй прогремела этим летом на весь Алтайский край — молодому метису хаски кто-то всадил нож в шею. Собаку спасла Ольга Камнева, создатель АНО «Территория спасения». Она рассказала «МК на Алтае», как сейчас себя чувствует пес, и как в организации помогают пострадавшим животным.

ФОТО: ОЛЬГИ КАМНЕВОЙ
ФОТО: ОЛЬГИ КАМНЕВОЙ

Вернувшийся к жизни

Ольга признается, что этот год стал одним из самых сложных для приюта — очень много животных поступило в тяжелом состоянии. Большинство из них сбили автомобилисты, но были и те, что пострадали от жестокости людей.

«Мне позвонил мужчина, сказал, что увидел пса с ножом в шее. Честно говоря, я не сразу в это поверила, даже с осторожностью переспросила, «вы уверены?». Приехав на место, убедилась, что это правда. Лезвие вогнали по самую рукоятку», — рассказывает зоозащитница.

Каким чудом ему удалось вырваться из рук мучителей и выжить, остается только гадать. Врачи говорили, что шансов практически нет, но все же взялись за операцию. Ольга тем временем написала заявление в полицию. Там с ножа сняли отпечатки, однако, по словам женщины, мучитель, издевавшийся над собакой, до сих пор не найден.

Пес, вопреки печальным прогнозам, выжил. Мальчика назвали Фениксом — как и мифологические птицы, он буквально вернулся к жизни.

Пес Феникс. ФОТО: ОЛЬГИ КАМНЕВОЙ
Пес Феникс. ФОТО: ОЛЬГИ КАМНЕВОЙ

«Худой был страшненький. Вытащили, откормили. Он оказался боец, выкарабкался, начал понемногу проявлять характер. Первое время трусоватый был, потому что сильно обидели. А сейчас уже даже с гонором дает понять, мол, я тут не просто так, я выжил», — с улыбкой рассказывает Ольга.

Феникс не единственный пес «с претензией на породу» в приюте. Помимо него у Ольги проживают две девочки-хаски. Одну из них кто-то бросил в лесу, привязанной к дереву. Еще есть две среднеазиатские овчарки, два ротвейлера кокер-спаниель и метис самоеда. Часто собаки «входят в моду», а когда ажиотаж на них стихает, оказываются на улице, несмотря на породу и стоимость.

«Иногда люди заводят крупных собак, не понимая, что ей нужно уделять внимание. Одно время в интернете были популярны видео “хаски — голубые глазки”, и люди их нахватали, ничего не зная об этой породе. А это рабочие собаки, им нужно очень много физической нагрузки в сутки, не один и не пять километров пробежек. Естественно, люди с ними не справляются, и хаски начинают разносить дом. А собаке просто нужно выплеснуть энергию. Одного “голубоглазого” мы отдали в квартиру, его новые хозяева — спортсмены, утром и вечером выходят на пробежку, и пса берут с собой. И знаете, дома собака ведет себя спокойно, потому что достаточно потратила энергии на прогулках», — делится зоозащитница.

ХАСЯ, ДЕВОЧКА ИЗ ЛЕСА. ФОТО: ОЛЬГИ КАМНЕВОЙ
ХАСЯ, ДЕВОЧКА ИЗ ЛЕСА. ФОТО: ОЛЬГИ КАМНЕВОЙ

Некоторые владельцы животных отказываются от своих питомцев в клинике, узнав стоимость лечения. Так в приюте оказался крошечная девочка той-терьер со сломанной лапой. Бывший хозяин решил, что дешевле будет усыпить кроху, чем заниматься ее восстановлением. А недавно в клинику на эвтаназию принесли котенка со сломанной челюстью — так с ним «поиграла» домашняя такса. Пройти мимо Ольга не смогла и взяла малыша под опеку, понимая, что впереди долгое восстановление, а вместе с тем и большие траты.

Продолжать помогать и «ставить на лапы»

На операцию и лечение Феникса ушло порядка 100 тысяч. У Ольги некоммерческая организация, поэтому на содержание животных идут собственные сбережения и пожертвования неравнодушных граждан.

«Люди помогают, кто-то кормами, кто-то финансами. Кроме того, нас очень поддерживают клиники, всегда принимают в долг и не бывает такого, чтобы требовали срочно вернуть деньги. Рассчитываемся по мере возможности», — рассказывает Ольга. В жизни приюта участвуют и дети. В образовательных и дошкольных учреждениях организуют мероприятия и акции помощи животным: собирают еду для собак и кошек, наполнители для лотков, миски. Периодически приезжают волонтеры и студенты-кинологи. Они проводят время с собаками, помогают утеплять и ремонтировать вольеры, убирать территорию.

Помочь можно не только деньгами, отмечает зоозащитница. В приюте всегда нуждаются в ветоши: старом постельном белье, полотенцах, коврах, одеялах. Также можно отдать ненужные крупы, мясные продукты, глубокие миски и кастрюли, доски. В Новоалтайске и в Барнауле волонтеры забирают вещи сами.

Кроме того, приюту очень нужны хорошие фотографии, но найти того, кто возьмется за это дело, не так просто.

«Собаки активные, они прыгают, скачут. Каждая пытается показать свою индивидуальность, какая она хорошая, поэтому в плане фото у нас сложно. Чаще выкладываем кадры с “места событий”, когда нужна срочная операция травмированным животным. Иногда я получаю шквал комментариев, что вот, заходишь на страничку, а у вас одни сбитые-перебитые, мы не можем это читать, будем отписываться. Я таким людям всегда отвечаю, что это ваше право. Вы не можете видеть это на картинках и на видео, а это я вижу своими глазами и трогаю своими руками. Мне тоже хотелось бы каждый день писать о хорошем, но мы освещаем реальную жизнь, а она такова, что одну собаку забрали в дом, а трех сбитых привезли», — вздыхает Ольга.

КАПА. ФОТО: ОЛЬГИ КАМНЕВОЙ
КАПА. ФОТО: ОЛЬГИ КАМНЕВОЙ

В «Территории спасения» находится 120 собак. Еще тридцать живут на «передержках». Им Ольга помогает как куратор. Также под ее «присмотром» сотня кошек. Поэтому сильнее всего приют нуждается в «добрых руках», готовых подарить животным дом и любовь.

«У меня в этом году было несколько случаев, когда люди привозили животное, сбитое и переломанное, а через какое-то время, видимо, не могли перестать о нем думать, и забирали четвероногого домой. Недавно люди нашли старого-престарого травмированного пса, когда ехали в Горный. Привезли в клинику, а сами отправились дальше. Через неделю звонок: “мы вернулись, хотим забрать”. Я сразу предупредила, что реабилитация будет долгая и тяжелая, но это их не испугало. Забрали, долечили, поставили на лапы. До сих пор шлют приветы».

Ольга признается, что в такие моменты понимает, что, несмотря на усталость и негативные моменты, пока есть силы, нужно продолжать помогать и спасать жизни четвероногих.