ВТОРАЯ ПОЛОВИНА VIII ВЕКА
Во второй половине XVIII века Россия вступает в сложное и противоречивое время.
В культурном плане Россия идёт параллельно Европе и развивает своё искусство полагаясь на классические образцы лучших зарубежный академических школ.
Народные массы недовольные своим положением, восстают против порядков. Что отражается в крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачёва.
Народные восстания влияют на дворянскую культуру и на процесс её демократизации.
Идеи французской буржуазной революции XVIII века принимают в Россию и имеют большое значение для развития русской прогрессивной мысли.
Начинается Эпоха Просвещения под правлением Екатерины II.
Русские просветители, Фонвизин, Новиков выступают с критикой крепостничества.
Революционные идеи Радищева влияют на русской художественной культуру.
Государственная политике в области искусства выливается в основании Академии художеств в 1757 году.
Велико значение основания Академии художеств для российского искусства.
Теперь необходимость в призвании иностранных живописцев отпадает.
В Академии художеств начинают обучаться русские мастера. Деньги на уплату работы иностранцев не уходят за границу.
В Екатерининское время формируется и утверждается стиль русского классицизма.
Барокко прекращает своё существование на русской земле.
Мастера - сторонники барокко разжалованы и уезжают в свои пенаты.
Екатерина II поддерживает связь с французскими просветителями. В том числе с Вальтера.
Екатерина II, поклонница классического стиля, выступает в роли просвещенного монарха.
На российской почве, классицизм имеет совершенно другие идеи и художественную сущность, национально-историческое своеобразие, нежели на своей родине, во Франции.
В XVIII веке, во второй половине, русский классицизм предстаёт перед нами, как одна из форм развития реализма.
АРХИТЕКТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
Параллельно развиваются две школы в архитектуре русского классицизма: Петербургская и Московская, каждая по-своему своеобразна.
АЛЕКСАНДР КОКОРИНОВ
(1726 - 1772)
ЖАН - БАТИСТ ВАЛЛЕН ДЕЛАМОТ
(1729 - 1800)
соединившись воедино, в творческом порыве создают в стиле русского классицизма здание Академии художеств в Санкт-Петербурге.
В Россию приезжает
ЧАРЛЗ КАМЕРОН
(1740-е - 1812).
Представитель иностранных архитекторов в России.
Его талант расцветает на русской почве.
Характерная особенность творчества Чарльза Камерона - безупречная строгость и утонченное изящество, конструктивная логичность и ясность, камерность и поэтичность архитектурных образов.
Камерон, приверженец античных традиций, своеобразно воспринял и переосмыслил опыт древних греков.
Произведение Камерна - Агатовые комнаты и Камеронова Галерея в Царском селе, дворец и Храм Дружбы Павловске.
ВАСИЛИЙ БАЖЕНОВ
(1737 - 1799)
Наивысший подъём русского классицизма наблюдаем в творчестве архитектора московской школы Василия Баженова.
В основе его проектов лежат идейно- художественные идеи русского средневековья и екатерининского классицизма.
Архитектура Баженова величественная и гармоничная.
Логика, стройность, последовательность просматривается во всём архитектурном наследии автора.
Гений Баженова рождает проект Кремлёвского ансамбля и Кремлёвского Дворца, которым принадлежит грандиозный размах.
Весьма необычно решает зодчий пространство в плановой композиции и в композиции фасадов.
В проекте Кремлёвского ансамбля значительную роль играют ордерные формы и колонны.
Ансамбль Царицыно имеет большое значение в творчестве Баженова.
Художник своеобразно понял и воплотил в ансамбле традиционные формы и мотивы русского зодчества VII века.
Судьба была не благосклонна к Василию Баженову. До нашего времени дошли лишь немногочисленные его постройки.
Тем более, дорог наследникам дом Пашкова. Архитектурный образ которого, имеет ряд особенностей, характерных для русского классицизма.
Велико и неотразимо значение творчества Баженова в развитии русской архитектуры.
ИВАН СТАРОВ (1744 - 1808)
Иван Старов своеобразно сочетал в своей архитектуре черты барокко и классицизма.
Достаточно взглянуть на Таврический дворец -- своеобразный итог развития стиля русского классицизма, определивший дальнейший этап его эволюции.
Что мы видим рассматривая проект Дворца?
Гармоническую ясность плана, мощь гладких стен, суровую величественность портика.
ДЖАКОМО КВАРЕНГИ
(1744 - 1817)
Время не стоит на месте и творчество итальянца Кваренги следующий этап развития русского классицизма, дальнейшая эволюция тенденций, заложенных в произведениях Старова.
Поражают монументальность форм Джакома Кваренги, его остро развитое чувство объёма и массы, компактность и архитектоническая цельность зданий.
В ряду крупнейших сооружений Кваренги стоит Ассигнационный банк, Смольный институт, Александровский дворец.
МАТВЕЙ КАЗАКОВ
(1738 - 1812)
Крупнейший мастер московской школы. Роль Казакова в формирование архитектурного облика Москвы конца XVIII века столь велика, что его наследие часто называют "казаковская Москва".
Характерные особенности Московской архитектурной классики, отмечаем в основных работах Матвея Казакова.
Здание Сената в Московском Кремле. Колонный зал Дворянского собрания.
Московский Сенат весьма своеобразен в плановом решении и украшен столь любимым казаковским куполом.
Велико значение творчества Казакова для дальнейшего развития русской архитектуры.
РУССКАЯ СКУЛЬПТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
ЭТЬЕН - МОРРИС ФАЛЬКОНЕ (1716 - 1791)
Невозможно представить сейчас Санкт-Петербург без памятника Петру I.
Место памятнику было отведено не случайное.
В городском ансамбле оно является заключительным аккордом той прямой, которая тянется от Адмиралтейства до Исаакиевского собора.
Вне всякого сомнения, в памятнике Петру I лежит философское содержание образа, которая раскрывает смысл деятельности Петра I, его роли в исторических судьбах России.
Удивителен характер композиционного и пластического решения, которые нашёл Этьен Моррис Фальконе.
Сложно представить, что это была его первая работа в монументальной скульптуре, а также в сложной по технологии процедуре отливки из бронзы.
Ведь ранее, он трудился только в стиле рококо и был главным художником сервской мануфактуры по производству фарфора.
Скульптор приглашён в Россию Екатериной II по совету Вальтера.
ФЕДОР ШУБИН
(1740 - 1805)
Шубин крупнейший мастер реалистического скульптурного портрета. Выходец с русского севера, из семьи потомственных резчиков по кости.
В его портретных образах, мы видим удивительную многогранность образов.
Социальную характеристику дополняет острота и объективность зоркого глаза художника из народа.
Работам Шубина присуща высокое профессиональное мастерство, своеобразие композиционного решения и богатство пластического языка.
Обратите внимание на его портреты Голицына, Ломоносова.
Именно по этим и другим многочисленным портретам Шубина, можно с уверенностью сказать, что значение его творчества для дальнейшего развития русской скульптуры велико и неоценимо.
МИХАИЛ КОЗЛОВСКИЙ
(1753 - 1802)
Михаил Козловский наиболее яркий представитель классицизма.
Вот кто, своеобразно понял и переосмыслил античные традиции в своём творчестве.
В его произведениях просматривается героическая тематика.
Возьмём к примеру, памятник Александру Суворову.
Это не есть портретное сходство, а идеализированный образ национального героя, полководца.
Бросается в глаза архитектоника памятника, его пропорции, пластическая выразительность.
"Самсон" -- олицетворение грозной силы русского оружия, в котором чувствуется патриотический пафос, мощь и сила пластического языка, экспрессивность и свобода композиции.
Группа "Самсон" петергофских фонтанов, является сегодня копией, так как оригинал пропал бесследно во времена немецкой оккупации во время Великой отечественной войны.
Значение творчества Козловского в развития монументальной декоративной скульптуры сложно переоценить.
РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
С открытием Академии художеств и развитием екатерининского Просвещения, становление классицизма в русской живописи идёт особенно бурно.
Именно в этот момент, живопись разделяется по жанрам.
В подражание французской Академии художеств, где главенствующая роль отводится исторической живописи, в российской Академии, первое место также отдают исторической, библейской, мифологической картине.
АНТОН ЛОСЕНКО
(1737 - 1773)
До какого-то времени в Российской Академии художеств преподавали иностранные мастера.
Антон Лосенко, один из основоположников русской национальной школы живописи, создал учебник для начинающих живописцев на русском языке, который долгое время был единственным подобным экземпляром для обучения начальной школе живописи.
Произведения Лосенко несут идейное содержание и тесно связаны с системой общественно-политических и моральных представлений конца XVIII века.
Посмотрите на '"Прощание Гектора с Андромахой".
Мы словно попадаем в греческую классику с идеей патриотизма, которая так легко прижилась на русской почве, словно получив свое второе рождение.
Особенности композиции и живописного языка картин Лосенко, обусловлены прежде всего классицизмом, поэтому его картины представляют из себя, как бы сцену с кулисами, задником, рампой и застывшими на ней актёрами идеальных пропорций, изображающие древне греческую историю и мифологию.
РАСЦВЕТ ПОРТРЕТНОГО ЖАНРА В ЖИВОПИСИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА.
Новое, более сложное и глубокое понимание личности, новое представление о человеческом идеале открывается в русском живописном портрете второй половины XVIII века.
Художники проявляют большой интерес к внутреннему, духовному миру человека.
Это незамедлительно открывается в выдающихся лирических портретах мастера Фёдора Рокотова.
ФЕДОР РОКОТОВ
(1735 - 1808)
Рокотов, о котором мы знаем непозволительно мало. Ведь его искусство было на долгое время забытое, а затем вновь открыто для зрителя в начале XX века.
Выдающийся мастер лирического портрета. В его камерных работах яркость и убедительная индивидуальность характеристик, сочетаются с теплотой и трепетностью образов.
Художник глубоко проникает в духовный мир человека.
В портретах Рокотова мы наблюдаем особенности композиционного решения и живописную манеру, которая напоминает леонардовское сфумато.
Словно из глубины веков, смотрят на нас в тонком и изысканном цветовом решении, лики Струйской, графини Санти, добрые глаза Новосильцевой и дерзкая улыбка поэта Майкова.
Каково значение творчества Рокотова для дальнейшего развития русской портретной живописи?
Об этом мы узнаем, когда на российскую землю придёт романтизм и символизм.
ДМИТРИЙ ЛЕВИЦКИЙ
(1735 - 1822)
Дмитрий Левицкий представитель малороссийских земель.
После присоединения Украины к России, большая гвардия украинский художников, которые долгое время имели связи с Польшей, привозит свое умение в Россию.
В работах Левицкого видим выражение идей передовых представителей дворянской культуры.
В его портретах много объективности, многогранности характеристик, богатая цветовая гамма.
Что отличает большеформатные работы Левицкого, так это необычное композиционное разнообразие и мастерство живописной техники.
Больше всего, мы знаем творчество Левицкого по портретам смолянок.
Не обойдём портреты архитектора Кокоринова, промышленника Демидова, Екатерины II.
Значение для его развития творчества Левицкого ценно. Он создал огромную галерею портретных образов своих современников.
ВЛАДИМИР БОРОВИКОВСКИЙ
(1757 - 1825)
Если мы говорим о лирическом камерном портрете, то ни как не можем обойти влияние сентиментализма на его трактовку.
Главная персона в российском сентиментализме второй половины XVIII века безусловно Владимир Боровиковский.
Именно он выражает в своих работах культ человеческого чувства, противопоставляемый рационализму классицизма.
Боровиковский вводит в портрет пейзаж и этим самым делает образ поэтичным и мечтательным.
В портретах Боровиковского есть индивидуализация образа и неповторимость настроения.
Посмотрите внимательно на портрет Лопухиной.
Он подкупает мягкостью и нежностью световой гаммы, умением передать ощущение воздушной среды.
Как великолепны портрет сестёр Гагариных!
Никогда не скажешь, что Боровиковский начал заниматься живописью после 40 лет. Тем не менее, его мастерство поражает.
Не случайно, Боровиковский остаётся ведущим художником портретного жанра во второй половине XVIII века в российской живописи.
Портрет Державина, парадный портрет Куракина. Разве не вершина творчества?
На этой прекрасной заключительной ноте, творчества Боровиковского, мы заканчиваем изучение русской живописи во второй половине XVIII века.
Этого весьма непростого и бурного времени, которое подготовило почву для более позднего, но не менее значимого искусства России, которое носит название "Золотой век" российской живописи.