Мой старший сын Лёва всегда пишет списки дел. Даже не пишет, а рисует – у него там ещё и картинки какие-то, и всё разными цветами, и непременно на альбомной бумаге, прям не список, а произведение искусства. Мои списки дел выглядят куда легкомысленнее.
Младшим детям очень нравятся Лёвины списки. Если такой список попадается им на глаза, дети долго его разглядывают и обсуждают, уточняя у Лёвы, что значат все эти пункты. Лёва работает учителем, вдобавок он сам учится, а ещё и всякие служебные тексты пишет, ну и домашние обязанности никто не отменял – пунктов в его списке очень много, он всем что-то должен и старается ничего не упустить.
Лёху периодически охватывает желание стать таким же большим и важным, как Лёва, и на его волне он решил, что ему тоже нужен список дел.
– Но мой список будет лучше, – говорит. – У Лёвы там всё разное, а я составлю себе такой список, чтобы его можно было использовать каждый день.
– Круто! – отвечаю.
Первым делом Лёха написал «сон». Потом – «еда». Потом – «прогулка». У Лёвы таких пунктов не было.
– Что это за дела такие? – говорю.
– А что, по-твоему, мне не надо есть и спать? – спросил Лёха.
– Надо, конечно, но ты бы, наверное, и без списка справился?
– Не факт, – сказал Лёха.
Ещё он дописал в список «друзья».
– Потому что мне нужно с ними общаться, – объяснил он.
И «игра».
– Какая именно игра? – спросила я.
– Любая! Могу один играть, могу с кем-то.
– А! Я думала, ты игру на трубе имеешь в виду.
Насупившись, Лёха подписал ещё одно дело: «труба». И ещё одно: «спорт».
– Это ты про свою секцию?
– Необязательно, – ответил Лёха. – Просто что-то спортивное.
– Тогда и секцию запиши!
– Но она же не каждый день!
– Ничего, тогда будут пропуски.
Лёха неохотно добавил в список «секцию». И «школу». А также «автобус».
– Это что значит?
– То, что я еду в школу на автобусе!
– Но зачем его сюда добавлять?
– Мама, а какие, по-твоему, у меня должны быть дела? – недоуменно спросил Лёха.
– Уроки сделать! – говорю. – Помыть посуду, почитать книгу, убраться в комнате, собрать рюкзак, заранее выбрать вещи, которые ты завтра наденешь, отнести грязное в стирку.
– Тоска, – мрачно сказал Лёха. – Я назову всё это «мама».
– Почему «мама»?
– Ну типа то, что ты хочешь, чтоб я делал.
Лёха написал «МАМА» большими буквами. А маленькими добавил «планшет».
– Это то, что ты сам хочешь делать? – спрашиваю.
Лёха кивнул. И добавил ещё несколько строчек «еды».
– Я же не один раз ем, – пояснил он.
– Лёша, но если просто отмечать всё, что ты делаешь, то надо и выползание из кровати записать, и поиски носков, и посещение туалета.
Лёха добавил «кровать», «носки» и «туалет».
– Ну, эээ… это была ирония, – пояснила я.
– Нормально! – ответил Лёха. – Всё равно как-то мало пунктов получается. Меньше, чем у Лёвы.
– Может, добавишь прогулки с собакой?
Лёха написал «собака». И «рисование».
– Я как-то мало рисую, – говорит. – Надо больше рисовать. Меня вообще-то хвалят на рисовании.
– О, ну здорово!
Лёха довольно засопел и подписал «чтение».
– А то ты мне не будешь давать планшет, – говорит.
– Разумно! – поддержала я.
– Но всё же в моем списке чего-то не хватает, – говорит. – Какой-то он скучный.
– Уроков! – отвечаю. – Ну как без уроков-то?
– Уроки – это пункт «МАМА».
– Вовсе нет! Тебе же их в школе задают. При чём тут я.
Лёха вздохнул и добавил «уроки». Подсластив их пунктом «конфеты».
– Ну всё, – говорит. – А то ты мне сейчас ещё какую-нибудь гадость сюда засунешь. Типа посуды с уборкой.
Лёха удовлетворенно оглядел свой список, взял новую тетрадку и принялся его там дублировать. Это занятие так его увлекло, что я даже потеряла Лёху из вида: он устроился с тетрадкой где-то в уголке и переписывал, переписывал, переписывал. Мы с Сеней тем временем сходили в магазин, купили там картошки, запекли её в духовке. А Лёха всё писал.
Когда я увидела его в следующий раз, он уже не писал, а черкал.
– А что ты делаешь? – спрашиваю.
– Зачёркиваю то, что я сделал! – отвечает. Он решил задним числом проанализировать неделю-другую и как раз приступал к сегодняшнему дню.
– Сегодня я уж точно со всем справился! – говорит. – «Сон» был, «еда» была, «прогулка» была, я как раз с собакой выходил, можно её тоже вычеркнуть. «Друзья» – видел в школе, «кровать», «носки», «туалет» – вообще идеально. Рисовать – рисовал, читать – читал…
– А что ты рисовал? – спросила я.
– Этот список!
– А читал?
– Этот список!
– Хм. Как насчет пункта «МАМА»?
– Это была прогулка с собакой, – говорит. – Сам бы я не пошёл, это ты меня заставила. «Спорт» – это тоже прогулка с собакой. В школу на автобусе ездил, вычеркиваем. На секцию не ходил, но у нас сегодня не было занятий. Кажется, только «труба» осталась! А потом можно взять планшет, да? Это заодно будет «игра»!
– Лёша, так а как же уроки? – спрашиваю.
– Ну не, я уже устал, – говорит.
– Но надо хоть что-то сделать!
– Я же трудился, пока всё это писал! Можно считать, что это как раз уроки.
– Лёша, но тебе никто не задавал всё это писать, – говорю. – Тебе что-то совсем другое задавали.
– Ну что ты придираешься! – отвечает. – В конце концов уроки – это всего один пункт. А у меня тут вон сколько пунктов! И я сделал всё остальное!