Найти тему

Список дел

Рисунок Лёвы
Рисунок Лёвы

Мой старший сын Лёва всегда пишет списки дел. Даже не пишет, а рисует – у него там ещё и картинки какие-то, и всё разными цветами, и непременно на альбомной бумаге, прям не список, а произведение искусства. Мои списки дел выглядят куда легкомысленнее.

Младшим детям очень нравятся Лёвины списки. Если такой список попадается им на глаза, дети долго его разглядывают и обсуждают, уточняя у Лёвы, что значат все эти пункты. Лёва работает учителем, вдобавок он сам учится, а ещё и всякие служебные тексты пишет, ну и домашние обязанности никто не отменял – пунктов в его списке очень много, он всем что-то должен и старается ничего не упустить.

Лёху периодически охватывает желание стать таким же большим и важным, как Лёва, и на его волне он решил, что ему тоже нужен список дел.

– Но мой список будет лучше, – говорит. – У Лёвы там всё разное, а я составлю себе такой список, чтобы его можно было использовать каждый день.

– Круто! – отвечаю.

Первым делом Лёха написал «сон». Потом – «еда». Потом – «прогулка». У Лёвы таких пунктов не было.

– Что это за дела такие? – говорю.

– А что, по-твоему, мне не надо есть и спать? – спросил Лёха.

– Надо, конечно, но ты бы, наверное, и без списка справился?

– Не факт, – сказал Лёха.

Ещё он дописал в список «друзья».

– Потому что мне нужно с ними общаться, – объяснил он.

И «игра».

– Какая именно игра? – спросила я.

– Любая! Могу один играть, могу с кем-то.

– А! Я думала, ты игру на трубе имеешь в виду.

Насупившись, Лёха подписал ещё одно дело: «труба». И ещё одно: «спорт».

– Это ты про свою секцию?

– Необязательно, – ответил Лёха. – Просто что-то спортивное.

– Тогда и секцию запиши!

– Но она же не каждый день!

– Ничего, тогда будут пропуски.

Лёха неохотно добавил в список «секцию». И «школу». А также «автобус».

– Это что значит?

– То, что я еду в школу на автобусе!

– Но зачем его сюда добавлять?

– Мама, а какие, по-твоему, у меня должны быть дела? – недоуменно спросил Лёха.

– Уроки сделать! – говорю. – Помыть посуду, почитать книгу, убраться в комнате, собрать рюкзак, заранее выбрать вещи, которые ты завтра наденешь, отнести грязное в стирку.

– Тоска, – мрачно сказал Лёха. – Я назову всё это «мама».

– Почему «мама»?

– Ну типа то, что ты хочешь, чтоб я делал.

Лёха написал «МАМА» большими буквами. А маленькими добавил «планшет».

– Это то, что ты сам хочешь делать? – спрашиваю.

Лёха кивнул. И добавил ещё несколько строчек «еды».

– Я же не один раз ем, – пояснил он.

– Лёша, но если просто отмечать всё, что ты делаешь, то надо и выползание из кровати записать, и поиски носков, и посещение туалета.

Лёха добавил «кровать», «носки» и «туалет».

– Ну, эээ… это была ирония, – пояснила я.

– Нормально! – ответил Лёха. – Всё равно как-то мало пунктов получается. Меньше, чем у Лёвы.

– Может, добавишь прогулки с собакой?

Лёха написал «собака». И «рисование».

– Я как-то мало рисую, – говорит. – Надо больше рисовать. Меня вообще-то хвалят на рисовании.

– О, ну здорово!

Лёха довольно засопел и подписал «чтение».

– А то ты мне не будешь давать планшет, – говорит.

– Разумно! – поддержала я.

– Но всё же в моем списке чего-то не хватает, – говорит. – Какой-то он скучный.

– Уроков! – отвечаю. – Ну как без уроков-то?

– Уроки – это пункт «МАМА».

– Вовсе нет! Тебе же их в школе задают. При чём тут я.

Лёха вздохнул и добавил «уроки». Подсластив их пунктом «конфеты».

– Ну всё, – говорит. – А то ты мне сейчас ещё какую-нибудь гадость сюда засунешь. Типа посуды с уборкой.

Лёха удовлетворенно оглядел свой список, взял новую тетрадку и принялся его там дублировать. Это занятие так его увлекло, что я даже потеряла Лёху из вида: он устроился с тетрадкой где-то в уголке и переписывал, переписывал, переписывал. Мы с Сеней тем временем сходили в магазин, купили там картошки, запекли её в духовке. А Лёха всё писал.

Когда я увидела его в следующий раз, он уже не писал, а черкал.

– А что ты делаешь? – спрашиваю.

– Зачёркиваю то, что я сделал! – отвечает. Он решил задним числом проанализировать неделю-другую и как раз приступал к сегодняшнему дню.

– Сегодня я уж точно со всем справился! – говорит. – «Сон» был, «еда» была, «прогулка» была, я как раз с собакой выходил, можно её тоже вычеркнуть. «Друзья» – видел в школе, «кровать», «носки», «туалет» – вообще идеально. Рисовать – рисовал, читать – читал…

– А что ты рисовал? – спросила я.

– Этот список!

– А читал?

– Этот список!

– Хм. Как насчет пункта «МАМА»?

– Это была прогулка с собакой, – говорит. – Сам бы я не пошёл, это ты меня заставила. «Спорт» – это тоже прогулка с собакой. В школу на автобусе ездил, вычеркиваем. На секцию не ходил, но у нас сегодня не было занятий. Кажется, только «труба» осталась! А потом можно взять планшет, да? Это заодно будет «игра»!

– Лёша, так а как же уроки? – спрашиваю.

– Ну не, я уже устал, – говорит.

– Но надо хоть что-то сделать!

– Я же трудился, пока всё это писал! Можно считать, что это как раз уроки.

– Лёша, но тебе никто не задавал всё это писать, – говорю. – Тебе что-то совсем другое задавали.

– Ну что ты придираешься! – отвечает. – В конце концов уроки – это всего один пункт. А у меня тут вон сколько пунктов! И я сделал всё остальное!

Впервые текст был опубликован на портале "Москва меняется".