На основе трёхпозиционного описания даже создали технику, длинно называемую «Решение коммуникативной проблемы с помощью 3-х позиций восприятия», а кратко – «Трёшка».
▶️ Трёшкой так же называют и само трёхпозиционное описание, но здесь уж придётся ориентироваться по контексту.
Общая идея состоит в том, чтобы разобраться с ситуацией посмотрев и оценив её с разных сторон. Обычно же в конфликте эмоции захлёстывают. А эмоция задаёт свой фильтр восприятия, который аккуратно выбирает из памяти только те ситуации и оценки, которые можно интерпретировать подходящим образом. Нет никакой возможности «трезво» оценить ситуацию. А уж встать на позицию другого человека... Он (она) же гад, это и так понятно.
«Трёшка» (техника) позволяет выйти из этого тупика. Но придётся постараться, так как все переживания и позиции нужно проговаривать - пока они где-то на бессознательном уровне особо ничего не понятно. К тому же техника позволяет пройти эту ситуацию в виде сценки, с поиском и произнесением нужных слов.
▶️ А то некоторые привыкли настолько держать слова в себе, что их начинает пугать даже сама идея реального разговора. Тут же сыграл и понимаешь, что не так страшен чёрт, как его малюют.
🟢 Общее описание
1️⃣ Проблемная ситуация Для начала определимся, с чем техника работает, а с чем нет. Давайте подумаем – «трёшка» позволяет рассмотреть ситуацию не только со своей позиции, но и с позиции другого человека и наблюдателя. Значит должен быть другой человек или люди.
▶️ Хотя, не всегда. Трёшку можно делать со всем, с чем взаимодействуешь и чему можно приписать человеческие свойства: части, деньги, судьба, аудитория.
И должен быть конфликт – если всё нормально, скорее всего «трёшка» не нужна. А если хотите разобраться во внутренних процессах другого человека достаточно 2-ой позиции. Кроме того, хотя бы у одной стороны должно быть желание конфликт в каком-то виде разрешить. Ситуация продолжается, если что-то закончилось в прошлом, удобнее будет сделать какую-нибудь другую технику: «Коллапс якорей», «Интеграция конфликтующих частей», «Изменение личностной истории» и т.д. и т.п.
Что может подойти: • Мужчина и женщина живут вместе. Этим всё сказано. • Прошусь в отпуск – начальник не отпускает. • Мать совершенно не понимает дочь-подростка (и наоборот).
2️⃣ Пространственные якоря Чтобы воспрепятствовать скатывание Клиента на привычную позицию, эти три позиции нужно разделить и заякорить. Удобнее всего использовать пространственные якоря. Можно положить бумажки с именами или поставить стулья. Потом заякорить – поставить Клиента на соответствующее место и предложить войти в соответствующее состояние. Для этого можно для начала поиграться с более спокойной ситуацией. На всякий случай можно поставить ещё и внешние якоря: кинестетические, аудиальные, визуальные: прикосновение, характерная поза или голос.
▶️ Под «внешними» здесь я понимаю якоря, которые контролируются не Клиентом, а Оператором.
Конечно можно делать это без пространственных якорей и переходов - есть много контекстов где так будет удобнее – тогда используются только внешние якоря. Но, по опыту, в этом случае процесс проходит более трудно, Клиенту сложнее разделить состояния и переходить между ними.
Учтите, что здесь нужно чётко разделить позиции восприятия - у некоторых людей они просто слеплены. Есть те, кто исключительно цепляется за свою 1-ю, но есть и те, кто оценивает ситуацию смешивая свою оценку (1-я позиция) и оценку оппонента (2-я позиция). Или может быть сплошная диссоциация, при чём не 3-я позиция – она предполагает конструктивную оценку, – а общий аналитический негатив по поводу: «Всё это развивается как у всех, и ничего хорошего из этого не выйдет. Такова уж природа человека. За всю историю…».
▶️ Короче, много чего может быть.
Вот задача Оператора правильно разделить эти три позиции восприятия и заякорить.
При работе с собой рекомендуется использовать только пространственные якоря. Так же требуется хорошая калибровка собственного состояния, чтобы быть уверенным, что находишься именно в нужной позиции. При определённом навыке самостоятельная работа с «трёшкой» не представляет из себя особой сложности, но в первый раз всё-таки рекомендуется пройти её с Оператором.
3️⃣ Диалог Клиент разыгрывает диалог между 1-ой и 2-ой позициями. То есть сначала говорит прямой речью свои претензии оппоненту, потом становится на позицию оппонента и отвечает. – Михаил Петрович, я хочу в отпуск. – Ты же понимаешь, Юра, что сейчас я тебя отпустить никак не могу. – Но Михаил Петрович… – Но Юра…
Здесь важно следить, чтобы была обязательно прямая речь, и чтобы Клиент изображал кого положено: в 1-ой позиции себя, во 2-ой - Михаила Петровича. Обратите внимание, что к себе в 1-ой позиции из 2-ой позиции Клиент обращается во втором лице: вы, ты, Юра. Этот диалог продолжается до тех пор, пока не будет «всё сказано». Тупик. Собственно, коммуникативная проблема как раз и характеризуется наличием тупика: может желание разрешить конфликт и есть, но как – совершенно не понятно.
4️⃣ Наблюдатель Клиент выходит в позицию Наблюдателя (3-ю) и делает четыре вещи.
- Он придумывает метафору этой коммуникации. Например: "катящийся камень", "две собаки сцепились за кость", "гора, в ней пещера, в пещере дракон, и ко входу подъезжает рыцарь".
- Определяет позитивные намерения, скрывающиеся за поведением каждого участника коммуникации. Напоминаю, что позитивное намерение - это внутренняя положительная цель поведения. Например, "спокойствие", "стабильность", "получение внимания". И её нужно определять и для оппонента, а не только для себя.
- Ищет мета-результат - то большее, что может объединить обе стороны.
- Даёт советы. Советы даёт себе в 1-ой позиции - в реальной коммуникации мы же напрямую контролируем только себя. А остальных посредством своего поведения. Наблюдатель придумывает несколько - не менее трёх - новых вариантов коммуникации, более эффективных по сравнению со старым. Так как у нас НЛП, то описание этих новых вариантов должно быть достаточно сенсорным: делаешь то и то-то, говоришь вот такие слова с такой интонацией. Советы даются прямой речью, и к себе в 1-ой позиции Наблюдатель обращается в третьем лице: – Я бы порекомендовал ему быть более расслабленным и спокойным, когда он говорит с начальником. Можно наоборот, продемонстрировать конгруэнтное возмущение, но это должно быть действительно искреннее возмущение, с высоким адреналином и громким голосом. Ещё один вариант:- общаться с ним крайне официально, принести правильно составленное заявление на отпуск, общаться очень дигитально, спокойно и практически без интонаций. Но уверенно.
5️⃣ Продолжение Клиент возвращается в 1-ю позицию и продолжает диалог с собой во 2-ой позиции. Но с учётом рекомендаций Наблюдателя. Если разговор опять заходит в тупик, Клиент выходит в позицию Наблюдателя, и в ней он только даёт новые советы или корректирует старые, с учётом изменившейся ситуации. Продолжается это до получения желаемого результата в коммуникации: получение отпуска, примирение с женой, договорённость с дочерью.
▶️ Или до определения того, что желаемый результат в этой коммуникации недостижим. Тогда надо вернуться на этап определения мета-результата, и поискать новый вариант.
Критерием окончания этого процесса будет согласование всех трёх позиций: то есть и в 1-ой, и во 2-ой позиции вроде согласовали позиции, и у Наблюдателя (3-я позиция) возражений нет.
6️⃣ Экологическая проверка Следующий шаг - проверка приемлемости последствий. – Если вы достигните желаемого результата в этой коммуникации таким способом, что вы при этом потеряете? – Согласны ли вы с этой потерей ради достижения такого результата? Если Клиент всё устраивает - идём дальше. Если нет, возвращаемся на этап определения мета-результата - если не устраивают его последствия, или на этап поиска новых вариантов коммуникации - если не устраивают способы достижения мета-результата.
7️⃣ Подстройка к будущему Клиент входит в 1-ю позицию и представляет себе три - четыре ситуации в будущем, раньше бы в которых возникала проблема. Наблюдает он за собой со стороны, диссоциированно. И смотрит, насколько сильно изменилось его поведение и нравится ли ему его поведение в этом кино. Ситуации желательно брать из максимально разных контекстов, насколько это возможно.
▶️ Понятно, что если это просьба начальнику предоставить отпуск, то там может меняться только время - в этом году, в следующем, через год. А вот если это "общение с девушками", то там может быть и знакомство на улице, и общение в ресторане, и встреча друзей.
8️⃣ Обратная связь Клиент выходит в диссоциированную позицию по отношению к процессу (то есть позиция Наблюдателя не годится) и отвечает на вопросы: • Что дал этот процесс? • Чему научился? • Как это можно использовать в дальнейшем? На этом этапе задача оценить изменения и то, чему Клиента обучил весь процесс "трёшки", а так же научиться использовать полученные навыки в жизни. То есть обучение обучению - мета-обучение. Плюс ещё мотивация: вот такие вещи получились, классно!
🟢 Кратко по шагам 1️⃣ Исходная ситуация Определите проблемную ситуацию.
2️⃣ Пространственные якоря Разместите в пространстве три якоря для каждой из трёх позиций. Например, это может три разных стула или просто три различных места в пространстве.
3️⃣ Диалог Разыграйте часть диалога между 1-ой и 2-ой позициями, поочередно ассоциируясь с каждым из партнеров по коммуникации. Выделите момент, нуждающийся в изменении. Следите за тем, чтобы диалог проходил в форме прямой речи. Недопустимы конструкции типа: "я бы сказал ему…".
4️⃣ Наблюдатель Перейдите в 3-ю позицию (Наблюдатель). а) Просмотрите внимательно со стороны еще раз эту ситуацию и дайте метафору коммуникации (взаимоотношениям). б) Определите позитивные намерения, скрывающиеся за поведением каждого участника коммуникации. в) Найдите что-то более важное (мета-результат), что может их объединять (это может уже существовать в этой коммуникации, просто нужно сместить на это фокус внимания). г) Дайте сенсорно-обоснованные советы и рекомендации 1-ой позиции (самому себе) по улучшению этой коммуникации (минимум 3-4 выбора).
5️⃣ Продолжение Вернитесь на третий шаг и пройдите процедуру ещё раз, но уже с учётом рекомендаций Наблюдателя. Повторите шаги 3 - 5 до достижения клиентом желаемого результата в коммуникации.
6️⃣ Экологическая проверка Проводится с первой позиции. Не повредит ли вам такое изменение коммуникации? Если что-то нужно добавить, то вернитесь на шаг 3.
7️⃣ Подстройка к будущему Проводится с первой позиции. Представьте три-четыре различных ситуации в будущем, где раньше у вас могла возникать проблемная коммуникации (та, с которой работали). Посмотрите, как изменилось там ваше поведение.
8️⃣ Обратная связь Выйдите за пределы рабочего пространства и дайте обратную связь. Что дал вам этот процесс? Чему вы научились? Как это можно использовать в дальнейшем?