Чехословакия была создана в октябре 1918 г. на развалинах Австро-Венгрии. В наследство от Габсбургов ей достался очень пёстрый состав населения. Однако новое государство создавалось преимущественно как чешский национальный проект, несмотря на то, что чехи составляли здесь всего половину граждан. 15% словаков пытались объявить частью единого с чехами «чехословацкого народа», но сами словаки не были от такого в восторге. Ещё треть населения составляли другие национальные меньшинства – немцы, венгры, русины, поляки, евреи.
Сначала Прага обещала создать национальные территориальные автономии по образцу Швейцарии. Это облегчило Союзникам решение признать за Чехословакией права на Судетскую область, жители которой хотели присоединиться к Германии, и на южную часть Словакии, жители которой хотели остаться в составе Венгрии.
Но всем обещаниям о «центральноевропейской Швейцарии» оказалась грош цена –никаких территориальных автономий никто не получил. Нацменьшинства действительно обладали гарантиями, что их язык будет использоваться в делопроизводстве, образовании и СМИ в тех районах, где они составляли более 20%, но чешская администрация никуда не делась, так что половина населения страны чувствовала себя обманутыми.
Согласно Конституции 1920 г., Чехословакия являлась парламентской республикой. Однако порог голосов для избрания депутатом был настолько мал, а общество настолько дифференцировано, что в парламенте постоянно заседали полтора десятка партий, ни одна из которых не могла получить решающего преимущества. Из-за этого правительства были слабыми и часто менялись.
А там, где ослаблена законодательная власть, неизбежно возвышается исполнительная. Избираемый парламентом президент постепенно получал всё больше неформальных полномочий, которые не были прописаны в Конституции. До 1935 г. президентом являлся профессор социологии Томаш Масарик, вокруг которого сформировался прижизненный культ личности как «Отца народа». Значительную часть ключевых решений теперь принимали не в парламенте и не в правительстве, а в неформальной «Администрации президента», которая получила прозвище «Град». Сюда входили особо приближенные политики, журналисты, писатели (вроде Карла Чапека), священники, бизнесмены и ветераны чешских легионов. В 1935 г. «Град» перешёл по наследству следующему президенту Эдварду Бенешу.
У «Града» были противовесы в виде «Пятёрки», «Шестёрки», «Осьмички» или «Десятки» – коалиции боссов самых влиятельных парламентских партий, но это тоже был неформальный и кулуарный институт. Подробнее о фасаде и внутреннем содержании межвоенной чехословацкой «демократии» можно прочесть в статье Егора Сенникова на почившем сайте «Батенька, да вы трансформер».
Как известно, Чехословакия стала разменной монетой в попытке Великобритании и Франции умиротворить Гитлера и предотвратить новую мировую войну. О различных аспектах Мюнхенского соглашения можно почитать в статье Алексея Котова. В сентябре 1938 г. Судеты были переданы Германии, в октябре Тешинская область вошла в состав Польши, а в ноябре южная Словакия вернулась в Венгрию.
Одновременно в Чехо-Словакии (теперь так, через дефис) произошла долгожданная федерализация – были созданы автономные правительства в Словакии и Закарпатье. В самой Чехии началось авторитарное «закручивание гаек». Правительство получило полномочия издавать законы в обход парламента. Коммунистическая партия была запрещена, а все остальные фракции самораспустились и вошли в состав Партии национального единства. Была введена цензура и началась систематическая дискриминация евреев.
Тем не менее создание право-авторитарной Чехии (в Словакии и Закарпатье в это время происходило то же самое) не уберегло «Вторую Чехо-Словацкую республику» от уничтожения. Уже в марте 1939 г. Германия аннексировала Чехию и создала на её месте Протекторат Богемии и Моравии, Словакия провозгласила независимость, а Закарпатье было аннексировано Венгрией.
Подписывайтесь на Стальной шлем