В самых архивных архивах фирмы "Мелодия" сейчас уже не разыщешь информацию о цифрах продаж виниловых пластинок. К сожалению, конечно. Все цифры, что мы видим в интернете, так или иначе от лукавого и, вряд ли, подтверждаются реальными документами. Однако, есть ещё такие люди (взять хотя бы и меня), которые пытаются отловить эту информацию и с помощью калькулятора подсчитать виниловые продажи тех или иных советских исполнителей.
Вот, например, Артур Макарьев, известный в 80-х годах радиожурналист, пытался составить такой хит-парад ещё в далёком 1987 г. На исходе того года, 11 декабря, он вышел в радиоэфир "Маяка" и уверенным голосом сообщил, что, мол, так и так - всё подсчитано. Сослался "на данные "Мелодии" на основании данных самой фирмы, данных Центрального дома грампластинок, Апрелевского завода грампластинок и торговых организаций" (точная цитата). И выходило у него, что самой продаваемой пластинкой стал диск "Пришла и говорю" Аллы Пугачёвой с показателем 1 млн. 284 тысячи экземпляров. Далее шёл Юрий Антонов ("От печали до радости", 1 160 тыс.) и Владимир Кузьмин ("Моя любовь", 934,4 тыс.).
Шестую строчку в этом рейтинге (если принять во внимание только эстрадные винилы того года) занял Вячеслав Малежик с лонг-плейем "Кафе "Саквояж" - 744,8 тыс.экземпляров. Интересно. Но только как же проверить эту цифру. Может быть, у Макарьева и были какие-то калькуляции от фирмы "Мелодии" на руках, но кто их видел? Да, боюсь, что никто. Так что же делать?! А давайте подсчитаем количество отгруженных пластинок. Пусть и не очень точно, но это будет реальная цифра. Найдём все имеющиеся заказы и суммируем все экземпляры. Благо, что на винилах, начиная с конца семидесятых годов прошлого века "Мелодия" такую информацию указывала.
Итак, первый заказ "Кафе "Саквояж" на Апрелевском заводе был под номером 24 в количестве 60 тыс.экз. Далее последовало ещё 13 заказов в более мелких количествах. Два заказа было на Грамзаписи, несколько штук на Ташкентском заводе и два на Рижском. Особенную ценность представляют заказы на Ленинградском заводе, потому как они дают информацию не только о номере заказа и тираже, но и о дате. Например, первый тираж датируется 08 января 1987 г.
Так вот, если суммировать все тиражи, то получается цифра - 818 тысяч 940 экземпляров. Больше, чем данные Макарьева на семьдесят с лишним тысяч. Учитывая, что у нас сумма отгрузок, а у радиоведущего сумма продаж - цифры почти сходятся.
"Кафе "Саквояж" издавался ещё два года (причём, 29 марта 1988 г. отпускным тиражом аж 101 640 экз. в Ленинграде), что дало итоговую сумму в 1 млн. 003 тыс. 860 штук. Сумма внушительная, с таким показателем диск почти догнал альбом Ю. Антонова и входил бы в тройку лидеров в том самом пресловутом "чарте Артура Макарьева" 1987 г. Не говоря о том, что в Канаде или Японии винил с таким тиражом стал бы "бриллиантовым", в США - "платиновым", а в Англии и Германии и вовсе "трижды платиновым" и "пятикратно платиновым" соответственно.
Конечно, видя такой успех (а я думаю, всё же, статистика такая велась), фирма "Мелодия" с радостью вслед выпустила ещё три диска Малежика. "Верблюд", вышедший в начале второго квартала 1988 г., помог побить прошлогодний рекорд по заказам пластинок. По итогам 1988 г. общий тираж достиг отметки 905 тыс. 360 экз. А общий отпускной тираж самого "Верблюда" составил 889 тыс. 960 штук, что, конечно, меньше тиража "Саквояжа", но тоже вполне "бриллиантово" и "платиново".
Спрос на два первых альбома был велик. И даже спустя год они продавались неплохо. Третий же диск вышел ближе к зиме 1989 г. Интересно, что первый заказ датируется 20 ноября 1989 г. и это заказ почему-то не Апрелевского, а Ленинградского завода. Апрелевский, Ташкентский, Рижский и даже Тбилисский заводы стали активно штамповать "Улочки-переулочки" только в следующем 1990 г. И напечатали они его до показателя 480 тыс. 760 экз. К сожалению, в 1991 г. тиражей уже практически не было. "Мелодия" начала разваливаться. Однако и такая цифра вполне достойна. Это, например, "бриллиантовый" тираж по меркам Италии, и "платиновый" по меркам Англии.
Через два года в 1991 г. выходит в свет и четвёртый диск В.Малежика "Стоп-кадр", успевший набрать за несколько месяцев 98 тыс. 300 экз. И как знать, если бы не кризис, охвативший "Мелодию" да и нашу страну тогда в целом, какой бы был итоговый показатель?! Думаю, что подстать первым трём.
2 млн. 472 тыс. 880 экземпляров. Такой совокупный отпускной тираж пластинок Вячеслава Малежика на фирме "Мелодия". Как минимум. Думаю, что не все тиражи мне удалось найти.
Род Стюард в Великобритании набрал с диском лучших песен 1989 г. продаж на 2 млн. 400 тыс. экземпляров. Так вот, Малежика послушало больше народа! И это весьма логично! Не так ли?!
P.S. Репост Вячеслава Малежика на мою статью