Найти в Дзене
Беречь речь

Пророческая строка из «Мастера и Маргариты», ставшая последней в жизни Булгакова...

«Был случай, когда я сидела возле него, как всегда, на подушке на полу, возле изголовья его кровати, он дал мне понять, что ему что-то нужно, что он чего-то хочет от меня. Я предлагала ему лекарство, питье – лимонный сок, но поняла ясно, что не в этом дело. Тогда я догадалась и спросила: "Твои вещи?" Он кивнул с таким видом, что и "да" и "нет". Я сказала: "Мастер и Маргарита"? Он, страшно обрадованный, сделал знак головой, что "да, это". И выдавил из себя два слова: "Чтобы знали, чтобы знали", — вспоминала Елена Булгакова. И она сделала всё, чтобы о романе знали. Дорабатывала рукопись, потом искала способ её опубликовать: двадцать лет понадобилось, чтобы проломить стену советской цензуры. А популярность роман начал обретать только в 1966—1967 гг. Михаил Афанасьевич о чём-то догадывался, когда дал работе известный эпитет: «Эх, Кука, тебе издалека не видно, что с твоим мужем сделал после страшной литературной жизни последний закатный роман…», — писал он жене в 1938 году. Работу над «посл

«Был случай, когда я сидела возле него, как всегда, на подушке на полу, возле изголовья его кровати, он дал мне понять, что ему что-то нужно, что он чего-то хочет от меня. Я предлагала ему лекарство, питье – лимонный сок, но поняла ясно, что не в этом дело. Тогда я догадалась и спросила: "Твои вещи?" Он кивнул с таким видом, что и "да" и "нет". Я сказала: "Мастер и Маргарита"? Он, страшно обрадованный, сделал знак головой, что "да, это". И выдавил из себя два слова: "Чтобы знали, чтобы знали", — вспоминала Елена Булгакова.

Михаил и Елена Булгакова
Михаил и Елена Булгакова

И она сделала всё, чтобы о романе знали. Дорабатывала рукопись, потом искала способ её опубликовать: двадцать лет понадобилось, чтобы проломить стену советской цензуры. А популярность роман начал обретать только в 1966—1967 гг. Михаил Афанасьевич о чём-то догадывался, когда дал работе известный эпитет:

«Эх, Кука, тебе издалека не видно, что с твоим мужем сделал после страшной литературной жизни последний закатный роман…», — писал он жене в 1938 году.

-2

Работу над «последним закатным романом» Булгаков начал в 1928 году. Но что-то не клеилось. После отказа Главреперткома ставить пьесу «Кабала святош» писатель в сердцах сжигает первую редакцию — совсем как Гоголь. Тогда ни о каких Мастере с Маргаритой и речи не шло, не было таких персонажей. И варианты названия другими были: «Копыто инженера», «Жонглёр с копытом»...

Но идея написать именно эту историю не оставляет Булгакова. Настолько важным он считал воплотить её в жизнь, что на одном из листков рукописи осталась надпись: «Помоги, Господи, написать роман». Примерно в 1937 году у произведения появляется знакомое нам название. Над машинописным текстом романа жена Елена работала вместе со своей сестрой Ольгой. Годом позже первая редакция была окончена. Предстояла долгая доработка рукописи...

Лист машинописной рукописи «Мастера и Маргариты». Фото я сделала в музее Булгакова в Москве
Лист машинописной рукописи «Мастера и Маргариты». Фото я сделала в музее Булгакова в Москве

В 1939 году здоровье писателя стало резко ухудшаться, он начал терять зрение. А позже и вовсе не мог встать с постели. Но упорно продолжал работать над рукописью, диктуя жене, что ещё нужно исправить. Возможно, поэтому произведение часто называют законченным, но незавершенным романом Булгакова.

А теперь вспомните сюжет. Там есть сцена, где Маргарита встречает Азазелло и одновременно наблюдает печальную процессию: похороны Берлиоза. Сколько же там было литераторов! Эта сцена очень напоминает один эпизод из жизни литературной Москвы, который случился 6 июня 1924 года.

Михаил и Елена Булгаковы, 1940 г.
Михаил и Елена Булгаковы, 1940 г.

Как вы понимаете по дате, событие это связано с Пушкиным. В день его 125-летия всех писателей пригласили к «Дому Герцена», откуда они стройными рядами прошествовали к памятнику поэта, чтобы возложить венок. Литературовед Иван Розанов писал:

«Кажется, в истории русской литературы, а может быть, и не только русской, это была первая процессия писателей, и довольно многолюдная. "Читатели" стояли по обеим сторонам и созерцали невиданное зрелище».

Всем присутствующим запомнился Сергей Есенин:

«Он был без шляпы. Льняные кудри резко выделяли его из окружающих. Сильно раскачиваясь руками и выкрикивая строчки, он прочёл своё обращение "К Пушкину"». Сейчас эти строки знает каждый:

Мечтая о могучем даре

Того, кто русской стал судьбой,

Стою я на Тверском бульваре,

Стою и говорю с собой.

Здесь запечатлен Есенин во время другого события: открытия памятника А. В. Кольцову. Но как он тоже выделяется из толпы! Кадр кинохроники
Здесь запечатлен Есенин во время другого события: открытия памятника А. В. Кольцову. Но как он тоже выделяется из толпы! Кадр кинохроники

Полагают, что процессия, шедшая к памятнику Пушкина, нашла отражение в описанном эпизоде «Мастера и Маргариты». Угасающий Булгаков до последнего работал над рукописью и бросил это делать лишь за месяц до ухода... Правка текста остановилась на фразе Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?».

Эти слова оказались пророческими. Вскоре великого писателя не стало, а провожать его пришла литературно-артистическая интеллигенция того времени...

Подписывайтесь на мой блог, чтобы не пропустить новые публикации.