10-ступенчатая АКПП. Частный случай.

417 прочитали

Мы много статей посвятили 6-ступенчатым АКПП различных марок, в основном Toyota, будучи отправной точкой специализации нашего производства.

Однако, время на месте не стоит, на постоянной основе уже приходится иметь дело с 8-ступенчатыми коробками передач. А теперь вот и до 10-ступенчатого поколения дело дошло! Хочется спросить – что дальше?! Скоро ли 20-ступенчатые АКПП пойдут? И к чему это шагание, устремлённое в бесконечность, если собственно бесконечность в виде вариатора УЖЕ разработана и внедрена в автомобильное производство?! Есть ли надежда, что на каком-то этапе надёжность последующего поколения АКПП окажется выше предыдущего? И проч., и проч…

Но да ладно. Оставим наши, более эмоциональные, нежели предметные, вопросы к инженерам предприятий, производящих автомобильные трансмиссии. И переключимся на конкретную историю.

А история такова. Автомобиль Toyota Land Cruiser 300 2023 года выпуска был ввезён в Россию, как это стало модным нынче называть, «параллельным импортом». Суть – а/м самостоятельно приобретён за рубежом, самостоятельно растаможен, никаких гарантий дилера в РФ. Фактически с первого месяца эксплуатации автовладелец стал ощущать некоторую некорректность работы а/м – «странные» переключения передач, не сразу автомобиль начинал ехать (сначала назад, после вперёд). Это можно бы воспринять как лирику, но подобное проявлялось всё чаще и чаще, спустя пару месяцев эксплуатации автомобиль и вовсе перестал слушаться владельца, утратив возможность передвижения – пробег к тому моменту составил две с небольшим тысячи км.

Коробка передач AJA0F вышла из строя.

Коробка передач Toyota Land Cruiser 300
Коробка передач Toyota Land Cruiser 300

Отступлением скажем, что данная трансмиссия была изобретена японским заводом Aisin ещё в 2017-м году. Отличием от прочих является максимально высокая скорость вращения внутренних элементов трансмиссии – до х26 относительно скорости входного вала. Для быстрого переключения передач произведена оптимизация протяжённости каналов в гидроблоке, в барабанах сцепления уменьшен объём поршневых камер. Блокировка гидротрансформатора многодисковая, для снижения инерции применён динамический пружинный демпфер.

Кинематическая схема реализована использованием 4-х пакетов сцепления, 2-х тормозов и 3-х планетарных рядов.

АКПП Aisin AJA0F
АКПП Aisin AJA0F

Как бы то ни было. АКПП неисправна. Гарантии нет. Заказать новую АКПП возможно: полтора миллиона рублей -> заказ -> три месяца ожидания, и вы счастливый обладатель новья, правда снова без гарантии!

В ремонт. Правда, и тут, сразу оговоримся, запчастей на данную модель у Российских поставщиков в наличии нет, всё под заказ. Тем не менее, без конкретного срока, без конкретной стоимости, коробка передач направлена нам.

Разбираем.

Первое, что видим - сгорел пакет сцепления (тормоз) B1. Вплоть до того, что фрикционные диски повело, они деформировались и приобрели форму «тарелочки». Плюс, подгорело ещё несколько пакетов сцепления – видны явные следы проскальзывания дисков характерными отметинами на стальных поверхностях.

Сгоревшие пакеты сцепления
Сгоревшие пакеты сцепления

Но это последствия. А в чём же причина?

А причина в том, что стопорное кольцо возвратной пружины поршня B1 не стоит на своём месте! Должно быть зафиксировано – утоплено в соответствующее угубление барабана, а по факту – нет. И, таким образом, тормоз B1 периодически находился в поджатом состоянии, даже на первой передаче и на передаче заднего хода – когда данное сцепление должно быть полностью выключено! Его активация, согласно схеме кинематического устройства данной модели АКПП, должна происходить, начиная со второй передачи при движении вперёд (передачи 2-6, 8-10).

Нарушение кинематики – вот, что произошло. Параллельная активация пакетов сцепления, не предусмотренных к одновременной работе.

Скажете, и это не причина, но следствие? Ответим! Стопорное кольцо, будучи установленным корректно, не выскочит из своего посадочного места. Наша версия произошедшего – ошибка, допущенная при сборке агрегата на заводе.

Ошибка сборки АКПП на заводе
Ошибка сборки АКПП на заводе

Мы конечно же, в первую очередь, ещё до разбора АКПП, сомневались в непричастности автовладельца к произошедшему. Ставили под сомнение его слова о том, что он с асфальтированных дорого не съезжал, бережно и аккуратно эксплуатируя новый автомобиль. Но записи истории эксплуатации подтвердили версию автовладельца – придраться не к чему.

Ну а вскрытие, собственно, всё по местам и расставило.

История эта абсолютно частная, не имеет аналогов и повторений. По крайней мере, нам о таком не известно. Да и, в принципе, не должно их в природе массово быть! Ну а брак встречается на любом производстве, и японцы тому не исключение.

Не судите строго, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает!

Мотайте на ус! И до новых встреч в Дзене!