Увидела тут в одном психологическом журнале новый термин «ренессанс женщин среднего возраста и старше». Заинтересовалась. Оказалось, это явление довольно часто упоминается в зарубежной литературе, когда речь идет о современных женщинах примерно 40+-60+ лет, и состоит оно из пяти компонентов.
1. Большая, чем в былые годы, забота о своем здоровье, внешности и душевном равновесии
Как я поняла, еще лет десять назад маркетологи, что бы они ни продавали, ориентировались на молодежь. Именно она должна была быть потребителем всех их платьев, готовых завтраков, тренажеров, шампуней, купальников и даже кремов для омоложения (!). Про кремы для омоложения я не вру, сама лично имела десять лет назад потрясающую беседу с гражданином, который хотел продвигать свой анти-эйдж среди 25-летних дам. Почему – да потому, что они готовы вкладывать во внешность последнее, а от зрелых не дождешься. Это, кстати, отчасти верно, редко какая зрелая дама снимет и продаст последние трусы для того, чтобы выглядеть моложе. Если они где-то и есть, то их стратегический запас заканчивается с каждым годом. Замечено другое. Именно аудитория 40-60, в том числе и дамская, оказалась чуть ли не самой платежеспособной.
Любого слона им, конечно, не продашь, а вот качественный продукт, приносящий радость, здоровье и помогающий ухаживать за собой – вполне. В этом сегменте по сравнению с прошлыми десятилетиями стремительно выросли продажи товаров для поддержания здоровья, уходовой косметики, и так далее. В сегменте «белье» вообще аншлаг – самое дорогое себе покупают как раз зрелые. Интересно, что больше дам заинтересовалось и психотерапией. Если раньше 55+ считался возрастом ригидной психики, и брать таких людей в работу нам не рекомендовали, да они и сами не рвались, то сейчас зрелые люди сами приходят за психологической помощью. А это значит, что они хотят что-то менять. И вместо «куда уж тебе» в голове все чаще звучит «как этого добиться».
2. Женщины среднего возраста не хотят сидеть в тени
Существовала раньше такая «замечательная» традиция для всех женщин, которые когда-то были прекрасны, а потом растеряли эту юную красоту – отправляться в изгнание. Я с ужасом читала биографию Марлен Дитрих – годы блистательного триумфа сменились годами затворничества, когда бывшая звезда не покидала свою квартиру и отказывалась от любой помощи, лишь бы остаться легендой. И сердце сжималось при мысли об этом, и возникала мысль, что никакая легенда не достойна такой жертвы.
Сегодняшние актрисы, похоже, не хотят уходить в изгнание. Памела Андерсон, Паулина Поризкова, Энди Макдауэлл, да кто угодно. Все они не хотят уходить из публичности, продолжают привлекать к себе внимание, выходят в свет… И мне кажется, что они в этом абсолютно правы.
Жванецкий писал: «К тому, что в нашей стране исчезают отдельные люди, мы уже привыкли. Но у нас внезапно исчезло целое поколение. — Пропадают женщины. Пропадают женщины после 50-ти. Они исчезли с экранов, они не появляются в театрах. —Где они? Они беззащитны, они не выходят из дому, они исчезли. Они никому не нужны, как инвалиды. Целое поколение ушло из жизни, и никто не спрашивает, где оно».
Так-то мне кажется, что женщины той формации не только пропадали, но и появлялись. Только вот появлялись они в местах, где мужчин почти не было. На детских площадках, в больницах, на участках возле домов… Они удалялись в сферу сексуально-невидимого, но при этом активного, деятельного. Сторожили соседское белье и соседских детей. Поддерживали внуков, а иногда и целые семьи из собственной пенсии. Защищали кошек, гоняли хулиганов. Бабушки всегда были силой. И если их где и не видели, то только на экране и на светских раутах. Но сейчас, кажется, они и туда возвращаются.
Мне радостно смотреть как Пэм светит ненакрашенным лицом. Я рада, что нашла себя в новых ролях спокойно и с достоинством стареющая Моника. Мне хочется когда-то встать их в ряды – в ряды женщин, сочетающих материнство с работой, морщины – с публичностью, а внуков – с реализацией. Может, мне и не суждено пройти этот путь, но тенденция очень нравится. Я смотрю на них. Я радуюсь. Я верую.
3. Активная позиция в плане отношений
Еще одна тенденция, но и в общем женщин касается, но женщин зрелого возраста особенно – это желание управлять своей жизнью в плане отношений. Ну то есть не чтобы жизнь тобой управляла и тащила, куда получается. А чтобы ты сама была ее хозяйкой. То есть если раньше в плохих отношениях предпочитали «доживать», чтобы не «смешить людей», то сейчас из них выходят. Выходят потому, что изменилось время, изменилось понятие о психологическом комфорте, изменились способы знакомства и меньше, чем раньше, страшит одиночество… Но как по мне, все это ягоды с одной грядки.
Если ты борешься за свое здоровье, душевное равновесие, работу, внешность, а иногда и публичность, то ты дольше сохраняешь за собой роскошь выбирать хорошее и не выбирать плохое. И да, разводы в зрелом возрасте существовали и раньше. Только оформлялись они иначе – «по-серому». Официальный брак сохранялся как ширма, особенно если мужчина имел важную должность. Но жена при этом жила где-то на задворках, без права на свою жизнь. Теперь женщины так не хотят. А как они хотят?
4. Гипогамия
Пишут, что в моду входят союзы с более молодыми мужчинами. Так-то в этом нет ничего удивительного. Вспомните фаворитов царственных особ – получив деньги и власть, женщина не отказывалась от встреч с кем-нибудь помоложе. А что – могла себе позволить. Сейчас не обязательно быть императрицей или баронессой, чтобы завести молодого фаворита. Приложения для знакомств и социальные сети расширили возрастной диапазон наших контактов. Если раньше для того, чтобы познакомиться, нужно было общаться в компании, а 55-летняя дама в окружении 25-летних парней – это такое себе, то сейчас можно списаться, пообщаться в сети и встретиться один на один. А почему бы и нет?
У меня в предложенных темах давно болтается тема про пары с разницей в возрасте. Меня спрашивали, почему их сейчас стало больше и что это за тенденция такая. Отвечаю: слегка выдохнувшие в плане быта женщины открыли для себя пространство сексуального эксперимента, стали смелее и раскрепощеннее. Атомизированное общество не предполагает за это никаких особенных санкций, а мужчины так и вовсе занимались этим веками? Так почему бы и нет?
5. Смена ориентиров при выборе отношений
При этом могу сказать, что возраст партнера – это чистая вкусовщина. Далеко не всегда нам нравится кто-то до пошлого юный, словно сошедший с рекламы фитнес-зала. Но. Даже те женщины, которые предпочитают ровесников, стали выбирать их по несколько иным параметрам. Что бы там не показывали наши опросы в плане «надежный», «верный» и «умный», зарубежные отвечают однозначно – в итоге побеждают в борьбе за женское сердце привлекательные, следящие за собой мужчины, умеющие проявлять заботу! Именно заботу по запросу, а не "как я сказал, так и будет" и «токсичную мужественность».
Возможно, оптимизм слегка преувеличен - ведь понятие "ренессанса" я пока встречаю в основном в зарубежных источниках. Возможно, кто-то сейчас начнет с пеной у рта плеваться. Мол, наряды им, публичность, здоровье и деньги. Еще и женихи молодые. А внуки?! А пожилой муж, с которым всю жизнь прожила? А?!
А я так скажу - если у женщины есть деньги и здоровье (см п.1), ей всего хочется. И мужчин, и выходов в свет, и внуков. И при желании можно это совмещать, а можно и выбирать по вкусу. На это и надо ориентироваться, остальное - частности.