В тот день Елизавета Петровна, торопясь, вытаскивала вилку икеевской лампы из розетки, и один из усиков сломался. Сопоставив это событие с тем, что при включении блендера в кухонную розетку выбивает автомат в щитке квартиры, она поняла, что надо вызывать электрика.
Знакомый электрик из управляющей компании оказался занят. Набрав в поиске Яндекса «вызвать электрика на дом», Елизавета Петровна потерялась в объявлениях, среди которых призывно звучали: «Срочный выезд электрика за 30 минут», «Вызов электрика на дом. Бесплатный выезд», «Быстрый выезд электрика с бесплатной диагностикой» и так далее.
Решив не тратить время на изучение, она выбрала один из первых сайтов: красивый, с убедительными обещаниями о договоре, гарантии, низких ценах и профессиональных электромонтажниках.
Ответивший на звонок молодой человек поинтересовался, в чем проблема, где находится квартира. Далее вежливый голос на том конце провода сообщил, что мастер приедет в течение часа, цена на работу минимальная по Москве и будет озвучена по результатам диагностики, а Елизавете Петровне, как пенсионеру, еще полагается скидка в размере 10%.
И правда, меньше чем через час в домофон позвонил человек с пластиковым боксом в руках, представившийся мастером фирмы Андреем. Он сразу попросил показать неисправную розетку и полез в щиток. Елизавета Петровна в это время отошла на кухню.
«Ууу, хозяйка, хорошо, что у вас тут пожар не случился… Замыкание проводки. Смотрите, тут несколько автоматов сгорели» - раздался голос Андрея. Из щитка действительно пахнуло горелым. Андрей вертел в руках один из снятых автоматов и показывал на закопченную клемму.
«Скорее всего, придется менять весь ряд вместе с «Дифом». После такого они уже не годные. Так оставлять опасно», - сказал Андрей, присовокупив к своим словам короткий рассказ о том, как у кого-то по схожей причине сгорела квартира.
«Ну хорошо... - растерянно сказала хозяйка, - Вы тогда проверьте все внимательно, скажите мне, что и как… Договор у нас будет?»
«Конечно!» - Андрей с удвоенной энергией начал ковыряться в щитке. Чтобы не «стоять над душой», Елизавета Петровна снова пошла на кухню заниматься хозяйственными делами.
Через полчаса Андрей снова окликнул: «Все, хозяйка, готово! Пришлось поменять на линии семь автоматов вместе с «Дифом». Смотрите!» - показывал он подкопченные клеммы. «Все сделал в лучшем виде, поставил новые немецкие автоматы фирмы АВВ вместо вашего китайского Леграна. Усик из розетки достал. Теперь проблем не будет».
Сказав это, Андрей протянул Елизавете Петровне желтую бумажку, на которой было написано: «Акт выполненных работ». В ней он уже успел от руки написать проделанные манипуляции:
«Выезд, диагностика – 0 руб.»
«Замена 7 автоматов – 7 000 руб.»
«Чистка электрощитка – 3 000 руб.»
«Ремонт розетки» - 2 000 руб.
«Автоматы АВВ (7 штук) – 14 000 руб. (2000 руб. – штука)»
«Дифференциальный автомат АВВ 1 штука – 12 000 руб.»
«Расходные материалы – 1 000 руб.»
Всего: 39 000 руб. Скидка 10% - 3 900 руб.
Итого: 35 100 руб.
«Вот, распишитесь. Оплачивать будете наличными или переводом?» – твердо спросил Андрей. Опешившая от такой суммы Елизавета Петровна молчала. «Наличными… - наконец сказала она. - А почему так дорого–то?» - ее голос приобретал нотки возмущения.
«Так нынче хорошие автоматы недешевы, официально поставлять перестали. В магазинах один Китай, а у нас немецкие. И на сайте у нас написано, что используем только сертифицированные, надежные расходники. Вы же на сайте выезд заказывали, читали, наверное?» – парировал Андрей.
«А почему сразу–то мне цены не сказали? Я думала, это гораздо дешевле стоит… Это же больше моей месячной пенсии!» - градус возмущения Елизаветы Петровны поднимался.
«На нашем сайте все расценки указаны».
«Где?»
«Там есть отдельный прайс-лист на оригинальную электрику».
«Я там ничего подобного не видела и вообще, меня никто не предупреждал, что будет такая цена, иначе я бы Вашу фирму не вызывала».
«Так кто же Вам по телефону скажет, сколько работа стоит? Мы же не знаем, что у Вас тут случилось. А у Вас тут чуть пожар не произошел. И вообще, Вам этот щиток какие-то недоученные пэтэушники собирали! Скажите еще спасибо, что сразу приехали и все исправили».
«Но это не стоит таких денег!» - стояла на своем Елизавета Петровна.
Андрей, нависая над ней, стал показывать экран своего смартфона, где были картинки с ценами на автоматы АВВ. «Смотрите: вот, цены в интернете, плюс-минус такие же. Вы же хотели качественно, с гарантией? Зачем я буду Вам дешевый Китай ставить, чтобы у Вас через три месяца то же самое случилось? А мы гарантию даем! Чтобы не было к нам потом претензий!» - тон Андрея тоже повышался.
«Я не буду такие деньги платить!» - возражала пенсионерка. Андрей, крупный мужчина, продолжал нависать над ней, и лицо его становилось злым.
«Ну что Вы проблемы устраиваете? Работа сделана, надо оплачивать!» - тон Андрея не допускал возражений. Елизавете Петровне вдруг стали вспоминаться разные нехорошие истории из криминальной хроники.
«А если я не буду?»
«Тогда я сейчас все поставленное сниму с щитка, заберу, провода тоже придется отключить, а обратно пусть другие подключают, если найдете дешевле».
«И что, без света меня оставите?»
«Если не хотите платить за сделанную работу, все снимаем, я ничего восстанавливать не обязан. Хотите, вызывайте других, хотите, без света сидите, или пожар тушите».
Пенсионерка представила, как сейчас, вечером, остается без света. А что он там еще натворит… Может, так провода обрежет, что потом никакие электрики не помогут, или вообще все переделывать втридорога придется…
«Ну что, будете оплачивать, или отрубать все?» - давил Андрей.
«Ладно, оплачу… - Елизавета Петровна пересчитывала деньги. - Но все равно, жульничество какое-то! Я завтра в Вашу фирму позвоню, все скажу!»
Андрей, абсолютно не испугавшись, взял деньги, всучил пенсионерке акт и показал, где поставить подпись. «Не беспокойся, хозяйка, зато теперь до конца жизни все работать будет», - хохотнул он на прощание и хотел ретироваться. «А где старые автоматы?» - вдруг вспомнила пенсионерка. Андрей замешкался. «Так я их с собой положил, они же сгоревшие, сейчас в мусоропровод кину по пути. Вам то они зачем? Мы все за собой убираем». У хозяйки мелькнуло сомнение: «Оставьте их мне. Сама выкину». «Да не вопрос», - ответил Андрей, вытащил из бокса старые автоматы и, положив их на обувницу, вышел.
Наутро Елизавета Петровна, находясь в расстроенных чувствах, воткнула в кухонную розетку блендер, намереваясь взбить омлет. Со стороны щитка в коридоре послышался щелчок. Блендер не работал. Пенсионерка пришла в отчаяние. Какими только словами она мысленно не костерила этих фирмачей, электрика Андрея, себя. Наконец, решилась позвонить дочери и рассказать, как ее развели.
Дочь выслушала ее молча: «Мама, я найду тебе нормального электрика. У меня есть знакомый, Стас, он в этом разбирается, сейчас ему позвоню». Через пять минут перезвонил Стас, выспросил, как было дело, и попросил по видеозвонку показать старые автоматы. Елизавета Петровна покрутила их перед камерой, а Стас с сомнением сказал: «Странно. Автоматы так не горят… и чтобы все сразу… Точно скажу, когда приеду».
Вердикт Стаса поверг пенсионерку в шок – прежние автоматы были исправны. Как объяснил Стас, создать небольшой нагар на пластике вокруг клемм можно очень легко, ослабив провода и дав нагрузку, допустить искрение. Проблема неработающего блендера тоже была найдена быстро – оказывается, сам старый прибор вышел из строя и при включении в розетку выбивал автомат. Елизавета Петровна постеснялась рассказать, сколько отдала вчерашнему горе-электрику, но спросила у Стаса, сколько стоят поставленные автоматы. От ответа, что в "Леруа" их цена примерно 500 рублей за штуку, ее шок только усилился.
Елизавета Петровна еще несколько раз звонила на фирму, требовала вернуть деньги, взывала к их совести, угрожала подать в суд. И даже написала заявление в полицию, на что вскоре получила постановление участкового, что между ней и коммерческой организацией возникли гражданско-правовые отношения, а поскольку деньги за работу она оплатила в итоге добровольно, в возбуждении уголовного дела надо отказать. Подавать в суд пенсионерка не решилась. Слишком долго, сложно и дорого.
Думаете, эта история – выдумка? Или редкость? Посмотрите реальные отзывы в сети об одной из таких московских фирм под названием «Гуд быт»:
- На сайте написано: "Аварийный ремонт электрики от 320 р." В итоге мне выкатили счет в 20 600 рублей!!! За замену одной розетки и исправления выключателя!
- Вызвал мастера с сайта поменять гофру на водостоке под ванной. Как вы думаете, сколько можно содрать за данную услугу? 15 тысяч!!!
Конечно, скажете Вы, надо было читать отзывы заранее. И будете правы. Но почему-то делают это далеко не все. И не только пенсионеры. Да и сайты мошеннических компаний меняются на новые.
Закон РФ «О защите прав потребителей» и «Правила бытового обслуживания населения» гласят, что информация о выполняемых работах, включая их вид, стоимость, детали и материалы, должна быть предоставлена потребителю до заключения договора. И сначала должен быть оформлен договор на выполнение работ с указанием всех необходимых условий, включая сведения об исполнителе, цене работ и материалов и гарантийном сроке. А согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату должно оформляться исполнителем в письменной форме. Исполнитель не вправе без получения согласия потребителя выполнять дополнительные работы (оказывать дополнительные услуги) за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, вправе потребовать от продавца (исполнителя, владельца агрегатора) возврата уплаченной суммы.
Потребитель вправе контролировать ход выполнения работ. И это нужно делать!
И тогда эта история оборвалась бы на этапе, когда обманщик Андрей собирался закоротить проводки. Или намеревался накрутить цену, завышенную в три-четыре раза.
Или у истории был бы альтернативный конец, например, такой:
«Опешившая от такой суммы Елизавета Петровна молчала. Потом под предлогом отсутствия такой суммы и необходимости позвонить дочери для перевода она вышла в соседнюю комнату, позвонила на 112 и сообщила, что к ней домой явился мошенник, который обманул ее и пытается вымогать деньги. После этого, сказав Андрею, что она ожидает перевода от дочери, потянула время, дождавшись наряда полиции.
В присутствии полицейских Елизавета Петровна написала в акте выполненных работ свои претензии, что ни стоимость, ни объем работ с ней не оговаривался. В ответ на возражения Андрея полицейские предложили проехать в отделение и написать объяснения, от чего электрик отказался».
А Вы сталкивались с такими ситуациями? Пишите в комментариях. Будем предупреждать людей и противодействовать расплодившимся мошенникам.
Социально-значимый Проект "Право без опасности" реализуется при поддержке Департамента труда и социальной защиты г.Москвы.