Найти тему
Наталия Ефимова

Как думаете - зачем разрушают памятники?

Видимо, у ссорящихся народов, имеющих общую границу и прошлое, от которого никуда не деться, подобное входит в обязательную программу. Представитель ЦАХАЛ Даниэль Хагари сообщил, что им удалось уничтожить в порту Газы монумент "Мави Мармара", посвящённый кораблю, который в 2010 году пытался прорвать израильскую блокаду, чтоб доставить в сектор гуманитарную помощь.

-2

Поискала историю вопроса. Что тогда произошло?

-3

Риторика тех дней нисколько не отличалась от сегодняшней.

13 июня 2010 года мisha_e пишет:

"Выложена видеозапись длительностью более 1 часа, сделанная на борту турецкого круизного теплохода "Мави Мармара" ("Mavi Marmara") в ночь на 31 мая 2010 года. Директор проекта Cultures of Resistance Яра Ли находилась на борту "Мави Мармара". Недавно она вернулась в Нью-Йорк и опубликовала видеозапись, которую ей удалось сохранить.
Это своего рода хронология происходившего на турецком судне, начиная с вечера 30 мая. Камера Яры Ли фиксировала, как активисты IHH обсуждают неизбежное столкновение с израильскими военными, как участники акции отсыпаются, как звучит "перед боем" песня, в которой рифмуются слова "джихади" и "биляди" (родина). В фильме показана работа пресс-центра на борту "Мави Мармара".
Незадолго до столкновения пассажиры судна возносят предутреннюю молитву Аллаху, которая прерывается, так как к борту теплохода приближаются катера с израильскими военными – мусульмане обуваются, убирают с палубы молитвенные коврики. Когда первый катер с военными оказывается около борта "Мави Мармара", звучат выкрики "Аллах Акбар", в израильтян летят различные предметы, слышны выстрелы и крики о том, что это – не боевое оружие, а пейнтбольные винтовки. В небе над судном появляется вертолет ЦАХАЛа. Видно, как на борт с вертолета спускаются израильские солдаты (съемки в этот момент ведутся с нижней палубы, и происходящего наверху не видно). Но и на этой палубе стоят боевики с металлическими прутьями и рогатками. В какой-то момент на нижнюю палубу начинают заносить раненых. Показана работа импровизированного "полевого госпиталя".
Яра Ли не видела и не снимала, как боевики на верхней палубе напали с ножами на израильских военных и пытались их линчевать. Она наблюдала лишь то, что происходило во время боя на нижней палубе. Из опубликованной ею видеозаписи остается непонятным, почему израильские военные применили оружие против пассажиров судна "Мави Мармара".

Я посмотрела эту запись и сделала скрины самых главных моментов. По меньшей мере, описанных Misha:

-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23
-24
-25
-26
-27
-28
-29
-30
-31
Это, действительно, рогатка
Это, действительно, рогатка
-33
Несут раненого
Несут раненого
На этого человека направлен яркий свет. Он показывает перечень пассажиров судна
На этого человека направлен яркий свет. Он показывает перечень пассажиров судна
-36
-37
-38
-39
-40
-41
-42
-43
-44
-45
-46
-47

*****

Канал "Турецкий клуб" пишет:

"В 2010 году Израиль провел военную операцию против шести гражданских судов с гуманитарной помощью "Флотилии свободы Газы", которые хотели прорвать израильскую блокаду сектора Газа. В результате высадки израильского спецназа на судно турецкого Фонда защиты прав и свобод человека и гуманитарной помощи (IHH) "Mavi Marmara" и последовавших событий были убиты 10 и ранены 30 активистов-граждан Турции. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, который принес свои извинения Турции, принял все требования Анкары".

Это единственное сообщение, где я прочитала про извинения Нетаньяху.

Может, и не было этого?

*****

Еще одно своеобразное мнение, опубликованное 7 лет назад. Автора не нашла:

"Никакой это был ни рейд. Этот конфликт у берегов Газы начался в ночь с 30 на 31 мая 2010 года. Он произошел между Армией обороны Израиля и некими активистами движения "Free Gaza Movement" двигавшимися на караване судов, который они называли "Флотилией свободы". История произошла в момент, когда шесть судов каравана приблизились к берегам Израиля и попытались прорвать израильскую блокаду сектора Газа. Вполне естественно, что они были задержаны израильским пограничным спецназом. Так называемый "конвой" состоял из трех пассажирских и трех грузовых кораблей, на которых находилось около 700 активистов и около 10 тысяч тонн всяких грузов для населения сектора Газа.

Так вот, этот караван судов был остановлен военно-морскими силами Израиля в нейтральных водах вблизи границ Израиля в тот момент, когда он пытался проникнуть в закрытую военную зону. Капитанам всех судов было предложено принять на борт досмотровую группу, а также сменить курс на порт города Ашдод.

Но инцидент разгорался: израильской досмотровой группе спецназа командой корабля "Мави Мармара" (во главе с капитаном), а также и пассажирами было оказано неподчинение и сопротивление. В результате данного конфликта были убиты и ранены 30 пассажиров корабля "Мави Мармара". Надо отметить, что ранения также получили более 10-ти израильских солдат.

Остальные корабли этого каравана не оказали сопротивления и были захвачены без каких-либо жертв. Все корабли каравана были препровождены под надзором в ашдодский порт. Там на следующий день какая-то часть ярых активистов была выслана за пределы Израиля, а те, которые отказались покинуть Израиль, были арестованы и депортированы из страны.

Данный инцидент вызвал заметное осложнение ситуации на Ближнем Востоке.

В сентябре 2011 года действующие адвокаты существующей исламистской организации IHH, которая организовала провокационный рейд парома "Мармара" и других судов к берегам сектора Газы в 2011 году, передали в суд Стамбула имена 10 солдат израильского "Подразделения-13", принимавших участие в перехвате "Мармары". Они потребовали начать против этих солдат судебное преследование. ... Эти адвокаты также обратились к прокурору Стамбула с просьбой найти возможность привлечь к суду и тех, кто принимал решение о перехвате "Мармары", а это подразумевало – премьера-министра Израиля Биньямина Нетанияху, министра обороны Эхуда Барака, начальника Генерального штаба и высших офицеров ЦАХАЛа.

В 2014 году прокурор решил закрыть дело. Он не посчитал необходимым рассматривать вопрос о мерах самозащиты, которые были предприняты израильскими солдатами, столкнувшимися (как отмечается в отчете) с открытым насилием со стороны ярых активистов организации IHH. Следует отметить, что прокурор также не счел "флотилию в Газу" гуманитарной миссией. Прокурор также решил закрыть дело, не касаясь

-48

*****

Затем я нашла информацию о дальнейшей судьбе судна.

"Мави Мармара" (Mavi Marmara), входивший в состав "флотилии свободы", превратят в мемориал девяти погибших на нем активистов в июне 2010 года. В настоящее время на турецком судне проводится ремонт. Однако пулевые отверстия в обшивке корабля не будут заделаны, заявил представитель исламской неправительственной организации IHH, которая базируется в Стамбуле. Организация первоначально планировала включить судно в состав флотилии, которая попыталась прорваться в сектор Газа в июле 2011 года. Однако от этих планов решено было отказаться по техническим причинам

31 мая 2010 года израильские военные штурмовали "флотилию свободы" из шести судов, направлявшуюся к Газе с гуманитарной помощью. Она хотела прорвать морскую блокаду сектора, однако израильтяне ее не пустили. В результате перестрелки на "Мави Мармара" были убиты 16 человек, в том числе 9 турецких граждан. Более 30 активистов получили ранения. Остальные корабли флотилии не оказали сопротивления и были захвачены без жертв.

Действия израильтян вызвали протесты международного сообщества. Турция отозвала посла из Израиля, а Израиль эвакуировал из Турции членов семей своих дипломатов. Израиль объяснил свои действия тем, что вооруженные палками и ножами правозащитники первыми напали на спецназовцев, и коммандос отстреливались от них в качестве меры самообороны.

Израильские военные захватили "Мави Мармара" и выпустили из порта Хайфа вместе с другими двумя судами флотилии спустя почти месяц. Судно торжественно вернулось в Стамбул в декабре 2010 года после длительного ремонта в одном из портов Средиземного моря.

****

Одна из статей Вики тех лет, затерявшаяся на просторах сети, дает максимально полную картину событий, хотя мы не были свидетелями и не вправе судить, насколько она правдива. Однако есть и неоспоримые факты, задокументированные участниками, очевидцами и расследователями:

"С 2007 года было восемь попыток прорыва блокады сектора Газы, пять конвоев Израиль пропустил, но с момента операции "Литой свинец" все корабли задерживались. За день до рейда флотилии израильские официальные лица заявляли, что не пропустят без досмотра ее в ведущий боевые действия с Израилем сектор Газа. МИД Израиля утверждал, что прорыв блокады привел бы в дальнейшем к неконтролируемым поставкам оружия движению ХАМАС. Согласно Associated Press, израильское военное командование рассматривало вопрос о проведение диверсии в отношении флотилии, но потом отказалась от этой идеи.

Предлагалось несколько решений, в том числе передача гуманитарного груза в сектор Газа после досмотра пограничной службой Израиля и фильтрации запрещённых Израилем для провоза в сектор Газа по соображениям безопасности товаров (например, цемента, бумаги, ноутбуков, шоколада - пишет организация "Gisha"). Но организаторы флотилии не согласились на эти предложения. 27 мая Грета Берлин, одна из организаторов рейда, заявила, что "Целью данной миссии является не столько доставка гуманитарной помощи, сколько прорыв израильской осады 1,5 миллиона палестинцев".

Караван судов с грузом гуманитарной помощи вышел 29 мая 2010 года. На борту кораблей находились, помимо прочих, депутаты Европарламента, лауреат Нобелевской премии мира 1976 года Мейрид Корриган (Северная Ирландия), два депутата германского Бундестага от партии "Левые", шведский писатель Хеннинг Манкелл, бывший архиепископ грекокатолической церкви Илларион Капуччи и другие.

Правительство Израиля заявило, что не допустит нарушения флотилией морской блокады Газы.

Журналист Макс Блюменталь опубликовал статью, где выдвинул версию, что Израиль заранее готовился к насильственному захвату кораблей в случае сопротивления со стороны участников. По его мнению, налет был спланирован израильскими военными за неделю до событий, и лично одобрен премьер-министром Биньямином Нетаньяху и министром обороны Эхудом Бараком, а спецназовцам израильской армии характер операции был известен задолго до нападения.

Примерно в 4 часа утра корабли ВМС Израиля блокировали конвой. Морская охрана Израиля передала на суда флотилии официальное предупреждение, которое было повторено несколько раз, но реакции каравана не последовало. После этого силы Армии обороны Израиля начали операцию силового захвата судов. К кораблям каравана приблизились катера ВМС Израиля, а вертолёты высадили на палубы кораблей отряды морского спецназа.

Инцидент произошел в открытом море в 65 км от берега сектора Газа.

Израиль признал, что турецкое судно было перехвачено в нейтральных водах.

Во время операции по захвату турецкого судна "Мави Мармара" было убито 9 пассажиров, ранено более 30.  На 1 июня 2010 года 45 пострадавших находились в больницах Израиля, 6 из них - раненые солдаты, остальные - пассажиры судна. 2 июня из 670 задержанных участников флотилии около 120 - граждане Малайзии, Индонезии, Бахрейна, Кувейта и Пакистана - были депортированы Израилем в Иорданию, остальные активисты освобождены и 3 июня прибыли Турцию. Вместе с ними были доставлены тела 9 погибших.

Согласно "Гардиан" со ссылкой на турецкую уголовно-медицинскую экспертизу, проводившую вскрытие:

"5 из 9-ти пассажиров "Мави Мармара" были убиты выстрелами в голову или в спину, а один из них, 19-летний гражданин США Фуркан Доган, погиб от пяти пулевых ранений, включая выстрел в лицо, произведенный на расстоянии менее чем 45 см. У пассажиров были отобраны ноутбуки, телефоны и фотоаппараты, впоследствии несколько солдат этого элитного подразделения армии обороны Израиля были осуждены за мародерство".

Турция отозвала из Израиля своего посла и потребовала объяснений у израильского посла в Анкаре. Эрдоган назвал действия Израиля "штурмом против гуманности, вопреки международным законам и миру во всём мире". Тысячи турок вышли на акции протеста. Произошли беспорядки, в том числе попытка захвата консульства Израиля в Стамбуле. Израиль принял решение об эвакуации из Турции семей израильских дипломатов.

Турция обратилась в ООН, где было создано две комиссии. Согласно отчету первой комиссии по правам человека ООН, имелись "ясные доказательства, позволяющие обвинить" Израиль в "намеренных убийствах", совершённых во время захвата флотилии израильскими войсками. Комиссия практически полностью приняла версию пассажиров "Мармары" и отвергла заявления Израиля о том, что солдаты, высадившиеся на корабле, получили огнестрельные ранения, поскольку Израиль не предоставил комиссии никаких документов о подобных ранениях по её запросу.

Согласно отчёту комиссии, израильские солдаты вели огонь по пассажирам с использованием различного вооружения, включая огнестрельное оружие с боевыми патронами. Паталогоанатомическая экспертиза пришла к заключению, что "
двое из пассажиров на верхней палубе получили ранения, которые могли быть получены при стрельбе с малого расстояния, когда они лежали на полу". Согласно отчёту, "раненых избивали прикладами и ногами, в том числе по головам, и оскорбляли словесно. Несмотря на просьбы пассажиров флотилии, необходимую медицинскую помощь раненым израильтяне стали оказывать лишь спустя два часа".

*****

Теперь монумент, напоминающий о том событии, уничтожен.

Но есть нюанс - недалеко от Мадрида в 2010 году появился памятник, посвященный тому же событию.

Фото найти не смогла, прочла описание на израильском сайте: "Бронзовая скульптура изображает маленького мальчика, запускающего кораблик около полуразрушенной стены. По задумке авторов, игрушечное судно должно символизировать турецкий теплоход "Мави Мармара", на котором "миротворцы" пропалестинских организаций пытались прорвать морскую блокаду сектора Газа в мае 2010 года, а разрушенная стена - "Палестину". Работа скульпторов Роксаны Робинсон и Аревало Бетета установлена в "Палестинском парке", находящемся недалеко от Мадрида".

Нашла у испанцев информацию о том, как его открывали:

"16 декабря 2010 года в рамках VII фестиваля Interpueblos, организованного ассоциацией "Культура, мир и солидарность", прошел цикл конференций под названием "Палестина - от слов к делу: Гражданственность в действии: активизм XXI века",

В лекциях приняли участие Энн Райт, американская активистка движения за мир и организатор движения "Свободная Газа"; Ахмет Эмин Даг, вице-президент движения "Свободная Газа", вице-президент турецкой неправительственной организации IHH - Фонд защиты свобод и прав человека, зафрахтовавший судно "Mavi Marmara"; Иззет Сахин, также член IHH; Вангелис Писиас, греческий активист организации "Корабль в Газу", а также испанский активист Мануэль Тапиаль. Все они были в мае в составе "Флотилии свободы" на борту судна "Мави Мармара".

Состоялась встреча с парламентариями. Международные активисты призвали политические партии заявить о своей поддержке и пригласили их принять участие в рейде кораблей, которые отправятся следующей весной. Парламентариям-социалистам было конкретно предложено "чтобы правительство не блокировало выход судов из Испании и действовало, уважая гражданское общество с достоинством демократической страны", отметил Мануэль Тапиаль.

Греческий активист Вангелис Писсиас также подчеркнул разнообразие голосов, которые смогли объединиться вокруг этой инициативы: "Люди из 17 стран начали выходить на международную арену, что некоторое время назад казалось невозможным, но позволило создать пространство для активной деятельности очень большого количества очень разных людей". Писсиас рассказал о своем опыте на борту первой миссии, которая стартовала в августе 2008 года, и как за это время сформировалось очень мощное международное движение.

Подполковник армии США Энн Райт взяла слово, чтобы подтвердить, что "после рейда Флотилии некоторые европейские правительства начали требовать отмены блокады Газы, что свидетельствует о силе народа". В этом смысле "то, что произошло после Флотилии, является видимым признаком возмущения народа и тех действиях власти, которые мы имеем требовать”. Активистка, которая была одной из трех американских дипломатов , публично подавших в отставку в 2003 году за противодействие войне в Ираке, объяснила мотивы, которые привели ее от службы в армии к тому, чтобы стать сторонником пацифизма на международном уровне. Райт также подробно рассказала, каким будет участие активистов из США в следующей флотилии, для которой они зафрахтуют судно под названием "Дерзость надежды" (название книги, написанной Бараком Обамой).

В заключение Мануэль Тапиаль подчеркнул, что Флотилия Свободы вселила надежду в Палестину. "Эта акция заставила палестинский народ почувствовать, что они не одиноки, впервые за многие годы в их глазах появилась радость”, - сказал Тапиаль, подробно описав свои впечатления от последней поездки в лагеря беженцев в Ливане.

Также в рамках VII фестиваля Interpueblos муниципалитет Леганеса открыл первый в мире памятник в честь Флотилии. Скульптура, которая была установлена в парке Палестины, состоит из полуразрушенной стены с изображением ребенка, играющего с лодкой. Памятник пытается показать с одной стороны зону, где "дети играют свободно", а с другой - ту, где малыши не могут играть.

Единственное фото, которое мне открылось.
Единственное фото, которое мне открылось.

На мероприятии присутствовали художники, создавшие скульптуру на альтруистических началах - Роксана Робинсон и Аревало Бетета.

*****

Испания, 14 лет назад.

"Дети из лагерей палестинских беженцев спасаются от грохота конфликта и узнают, что другой мир возможен. Благодаря инициативе неправительственной организации Paz Ahora дети провели свои летние каникулы в испанских семьях в восьми автономных сообществах. Сегодня они встретились в Мадриде, где провели день в парке аттракционов".

Качество записи неважное, можно сказать, совсем плохое.

Как и работа той части мира, которая посвятила все эти годы борьбе с "автократическими режимами", качала Сирию, всё, что заодно под руку с ружьем попалось, и готовилась расправиться с Россией.

-50
-51
-52
-53
-54
-55
-56
-57
-58

Чтоб меня тут не обвинили, что я стою на одной стороне, напоминаю

Глядя на женщину и ребятишек, весело машущих нам на прощание с водного аттракциона, я вспоминала детей в аквапарке Ашкелона, мчавшихся вниз на "ватрушках".

И сердце мое сжималось от того, сколько бед сегодня на моей планете Земля. И как мало надежды на то, что скоро все поправится.

Наше же дело - ПРАВОЕ. И мы победим!