Найти тему
Михаил Исаев

Эфиопские рукописные магические свитки

«Между верой и суеверием, религией и фольклором в Абиссинии[1] никогда не было разницы; очень часто в рукописи, составленной духовным лицом, наряду с каноническими молитвами или текстами из Писания можно встретить самые примитивные заговоры и заклинания»[2]. В стране, принявшей христианство в IV веке «магические свитки» носят и о сегодняшний день, и вера в их магическую силу велика, не смотря на то, что христианская церковь всегда запрещала и осуждала всякую магическую практику.

Самой распространенной формой эфиопского магического рукописного амулета является свиток, изготовленный из пергамента или выделанной кожи. По ахмарски[3] такой свиток называется «кэтаб» - грамотка, а книжица – «мэцхав». Не большие свитки шириной не более 6 см. и не длиннее 50 см. Их скручивают в трубочку, перевязывают тряпочкой или вкладывают в цилиндрическую кожаную капсулу и носят на шее. Большие свитки предназначены для подвешивания на стенах в жилищах.

Имя владельца должно обязательно и не однократно указываться в тексте – каждое произведение предназначено строго для определенного человека и охраняет только его.

Определенного порядка в расположении магических рисунков не существует, но определенная последовательность прослеживается: в начале свитка обычно размещается изображения восьмиконечных эфиопских крестов или ангелов с обнаженными мечами; в середине «бес связанный» а в конце «трон дьявола» или те же кресты.

Кресты и ангелы должны отгонять нечистую силу. Бес связанный – демонстрация силы. А «трон дьявола» - ловушка для злого духа. Считается, что злой дух, увидев его переселится на свой трон, как наиболее подходящее для себя место.

Расположение рисунков имеет вполне определенную цель – иллюстрирует победу бога над нечистой силой, способствует устрашению и изгнанию злых духов.

Рисунки сопровождаются магическими текстами – в виде набора цитат из легенд или житий святых. Наиболее распространены легенда о святом Сисиннии и Верзилье. Иногда текстах есть творческий подход. Например, в уста Иисуса Христа вкладывается следующая речь: «И сказал Иисус Марии: «Возьми, даю тебе дар мой. Кто будет творить память мою и веровать в слово этой книги, носить ее и оборачивать шею, и помещать в доме своем, крестится в воде молитвы и пить ее с верою, к тому не приблизится нечистый»

«Таинственные знаки» - еще один тип рукописных амулетов. Таинственные знаки выдаются за еврейские или арабские буквы, имеющие магическую силу. Однако никакого отношения к письменности эти знаки не имеют. Но точно такие же знаки встречаются в коптских амулетах, от куда они видимо и были заимствованы.

Язык эфиопских рукописных амулетов – геэз. Он уже с XIII века перестал быть разговорным и существует лишь как язык литературы и церкви. Поэтому владельцы свитков как правило не могут разобрать содержание текстов, и зачастую даже не разворачивают свитки. Даже древнейшие из них находятся в хорошей сохранности.

По материалам С.Б. Чернецова «Описание эфиопских рукописных амулетов (Магических свитков) из коллекции Музея антропологии и этнографии

[1] Неофициальное название Эфиопии.

[2] Карчаковский И.Ю. русский и советский арабист, академик РАН.

[3] Ахмарский (эфиопский) язык.