Сосьвинская сельдь – бренд Югры. Правильное название этой замечательной рыбки – тугун. Родом она из Северной Сосьвы, на которой стоит град Березов. Сегодня рассказываем об одном предпринимателе, который изобрел собственный рецепт посола сосьвинской селедки.
Березовский тугун
В 1861 году в Березове в семье урядника Прокопия Шахова родился сын Семен. Семен Прокопьевич окончил местное уездное училище, а в 22 года женился на дочери березовского купца второй гильдии Виктора Добровольского – Федосье. Этим упрочил свое имущественное положение и вскоре проявил способности к предпринимательству.
Семен Шахов стал одним из немногих людей на Обь-Иртышском Севере, отважившихся нарушить застарелую традицию – добывать рыбу и сырой торговать ею. В 1887 году он стал мариновать тугуна собственным оригинальным способом, затем открыл небольшое консервное производство.
Кстати сказать, способ этот был описан в статье «Исследование рыбных промыслов в Иртышско-Обском бассейне» («Сибирская торговая газета», № 93 от 1898 года).
Писатель и краевед Валерий Белобородов писал в книге «Тропинки к дому. Русские Березовского края в конце XVIII – начале XX вв.», что в марте 1900 года Шахов, погрузив в сани мороженых муксунов, сырков, осетра, нельму, пыжьяна и сосьвинскую сельдь, отправился в дальнее путешествие в европейские города Юрьев, Ревель, Ригу, чтобы ознакомиться с опытом производства рыбных консервов и выяснить, как лучше готовить обскую рыбу.
Консервная фабрика
Задавшись целью консервировать сосьвинскую сельдь, он привез домой 10 тысяч жестяных коробок, изготовленных по его заказу в Петербурге, прованское масло и прочие необходимые приправы. В Тюмени Шахов заключил контракт с двумя паяльщиками коробок, которые должны были приехать в Березов.
На своем Чуанельском песке в 60 верстах от Березова Шахов устроил пробную консервную фабрику.
Отрывочные сведения о ней донесли до наших дней тобольские и тюменские газеты. «На консервном заведении Шахова из сельдей готовят мало консервов, – сообщала 29 августа 1900 года «Сибирская торговая газета». – Из пробных консервов оказались очень вкусными сардины и недурны кильки. Жаль только, что мало сельдей и готовить много в этом году не придется». А «Сибирский листок» в № 85 от 1904 года заметил: «Одним местным рыбопромышленником выпущены новые консервы – «Сосьвинская сельдь в масле» – очень хороша по вкусу. До тех пор сельдь эта привозилась лишь в соленом виде. Новые консервы доказывают, что эта сельдь может быть приготовлена в виде сардин. Можно пожелать успеха этому новому способу обработки сосьвинской сельди».
Как сыр в масле
Однако начатое производство рыбных консервов не получило развития. Шахов увлекся другим производством – маслоделием. Он решил доказать, что и Север с его необъятными пойменными лугами может производить собственное масло. В 1904-м купец основал близ Березова животноводческую ферму с целью наладить промышленное молочное хозяйство. Шахов даже купил племенного быка для улучшения местной породы.
Из переписки с депутатом Государственной думы в Петербурге Николаем Скалозубовым в 1909 году мы узнаем, что купцу не хватает денег, чтобы развернуться «на полную катушку».
Но все-таки он пишет: «За 908-й год мое молочное хозяйство оправдало все расходы и дало небольшую прибыль, выработано было до 12 пудов масла при цене 16–18 рублей за пуд, в летние месяцы – 24 пуда, сентябрь и октябрь – 17 пудов. И зимние – 20 пудов».
Стихия
Дунин-Горкавич в работе «Опытное сельскохозяйственное дело на Тобольском Севере» также не обошел вниманием ферму нашего героя. «С лета 1910 года на шаховской ферме при заготовке сена стали применяться сенокосилка и конные грабли. Делалась попытка посева кормовых культур, для чего Шахову из Тобольска были посланы 1 пуд ячменя, 3 фунта семян клевера». Для страховки от наводнений Семен Прокопьевич стал в благоприятные для сенозаготовок годы запасать корм на несколько лет вперед. Например, в 1910-м он заготовил сена на три года.
Но небывалое наводнение 1914 года нанесло хозяйству непоправимый урон. «Сибирский листок» 18 января 1915 года писал: «Единственный бывший маслодельный завод С. Шахова должен был прекратить свое существование, у него из 60 дойных коров осталось лишь 10 голов. Постройки завода почти разрушены водой; нужны годы, чтобы восстановить прежний вид завода».
Жизненный путь этого энергичного, сделавшего немало полезного для простых людей предпринимателя оборвали большевики. В 1921 году он был расстрелян, а все его имущество конфисковано.
Справка
Тугун
Внешне тугун напоминает миниатюрную сельдь или крупную кильку. Он имеет длинное туловище, сжатое с боков и несколько утолщенное в области спинки. Чешуя мелкая, основной окрас – серебристо-серый с переливами, более темный в области спинки, а на брюшке и боках – светло-серый. Рыба имеет нежное, сочное, ароматное мясо с запахом свежего огурца, практически без мелких косточек, поэтому подсоленную и лишенную головы рыбу едят целиком.
Кстати
Сосьвинская сельдь на политической тарелке
В конце ХIХ века муксун, стерлядь, осетр и сосьвинская селедка стали поставляться в Санкт-Петербург ко двору его императорского величества. В советские годы тугун тоже был в почете у руководителей государства: несколько бочек сосьвинской селедки пряного посола было отправлено на Ялтинскую конференцию глав СССР, США и Великобритании. Коллеги по коалиции восхитились этим березовским продуктом. Черчиллю рыба так понравилась, что он предложил Сталину выкупить у Советского Союза бассейн реки Северная Сосьва и отвез рыбный презент Елизавете II.
Это был не единственный случай, когда Сталин использовал сосьвинскую сельдь в дипломатических целях. Советский писатель Станислав Вторушин, путешествовавший по Северной Сосьве, в своей книге «Золотые годы» приводит слова Петра Загваздина, долгое время возглавлявшего рыбную промышленность Сибири: «В 1943 году в Березово со специальным заданием неожиданно прилетел двухмоторный самолет с небольшим отрядом сотрудников НКВД. Чекисты прошли в цех, где шла засолка сельди, и встали около каждой работницы. Они внимательно проследили за тем, какую рыбу и что кроме нее работницы кладут в небольшие деревянные бочоночки, в которых солили сосьвинский деликатес. Проконтролировали упаковку бочоночков, а затем погрузили их в самолет и увезли в неизвестном направлении. И только много лет спустя я узнал, зачем им была нужна наша селедочка. Ее готовили для Тегеранской конференции».
Читать в источнике