Найти тему
HACCP Zone

Искусство тестового отзыва продукции

Фото взято в открытом источнике
Фото взято в открытом источнике

Хайре, демос!

История про рекламационные претензии получила продолжение в переписке о тренировочных отзывах.

В мой телеграм-канал к посту о РП написали комментарий с жалобой на Магнит, в котором «они там вообще странные» 😂. А всё потому, что при проведении верификации процедуры изъятия и отзыва путем тренировочного (тестового) отзыва руководство Магнита отказалось подыграть поставщику и временно снять с реализации (читай – с полок) условно опасную партию товара.

Скрин из архива автора
Скрин из архива автора
Скрин из архива автора
Скрин из архива автора

Далее другой подписчик поделился, как тестовый отзыв проводят на их предприятии:

Скрин из архива автора
Скрин из архива автора

Так как же надо проводить тестовый отзыв, чтобы и процедуру верифицировать, и заказчиков не напрягать?

Во-первых, для легенды стоит брать опасный фактор, а не критерий качества, потому что опасная пищевая продукция – это всегда 100% отзыв (или изъятие, если надо объяснить отличия, пишите вопрос в комментариях), а с качеством вопрос не столь однозначный, на любое качество свой потребитель найдется, так что возможен вариант ограничиться скидкой.

Во-вторых, в рамках тестового отзыва покупателям вообще не обязательно сообщать, что проводится верификация. Достаточно проверить, что связь работает, для чего можно просто так и заявить, мол, проверяем доступность номеров экстренной связи. Электронные письма вообще в этих целях – не лучший канал обмена информацией, письмо могут открыть вечером, или на следующий день. А если вечер пятницы, то вообще в понедельник, за это время, если продукт действительно опасный, успеют пострадать много людей. На предприятиях, где внедрена система менеджмента безопасности пищевой продукции, обязательно есть телефоны для круглосуточной экстренной связи, вот на них и надо звонить.

Сама процедура проводится следующим образом:

Координатор процедуры (человек, который запускает процедуру и пишет в конце отчет) придумывает легенду: номенклатуру и номер партии продукции (реальные, желательно, чтобы часть партии уже была отгружена, а часть оставалась на складе, пусть все потренируются), условный опасный фактор (биологический – возбудитель какой-нибудь инфекции, к примеру, сальмонелла, химический – токсичное вещество, например, пестициды, или физический – осколки стекла, например), и источник поступления информации об опасности (покупатель, лаборатория). Утром, не успели все и чашку чая выпить, координатор делает рассылку о начале тестового отзыва участникам процедуры (которые должны быть установлены соответствующей документированной процедурой), звонит первому в цепочке обмена информацией участнику (как правило, продажнику) сообщая легенду, и засекает время.

Далее продажник выясняет, кому отгрузили эту партию и сколько. Если отгрузили, связывается с клиентами с сообщением, что вы проводите проверку контактов экстренной связи.

Кладовщик определяет, осталось ли что-нибудь от этой партии на складе, если осталось, изолирует эту продукцию в зону брака и идентифицирует остатки красным бланком с надписью «тестовый отзыв».

Планировщик производства или, если такого нет, производственник прослеживает весь процесс производства партии до конкретных партий сырья и упаковочных материалов, определяет оборудование, на котором продукт производился, работников, которые участвовали в его производстве, аварийные ситуации, которые происходили в период производства партии.

И он же прослеживает в обратную сторону: какие партии продукции еще произведены из этого сырья и упакованы в эти упаковочные материалы, в эту же смену на этом же оборудовании, этим же персоналом.

Опять подключается кладовщик и выясняет, что из этих партий и в каком количестве находится на складе (тут уже можно не изолировать, работоспособность этой части процедуры проверили, и хватит).

Снова продажник выясняет, кому эта продукция поставлена и в каком количестве, дальше снова звонки клиентам (можно выборочно, а то замучаетесь).

Лицо, уполномоченное общаться с Роспотребнадзором, органом сертификации и СМИ готовит письма с описанием проблемы и перечислением всех отгруженных партий этим трем адресатам с пометкой «тестовый отзыв» (в СМИ – объявление для широкого круга потребителей). Письма, разумеется, никуда не отправляются..

Транспортная логистика (или транспортный цех, если фуры свои) подтверждает, что они готовы осуществить транспортировку отозванной продукции на склад с перечислением ресурсов и графика транспортировки.

Склад подтверждает, что он готов это количество продукции принять и изолировать.

По факту поступления всей предусмотренной информации координатор процедуры фиксирует время завершения тренировки и пишет отчет для руководителя группы безопасности пищевой продукции. Вся переписка по тестовому изъятию, все выгруженные файлы, сканы и скрины журналов, бланки, письма и прочие записи консолидируются и подшиваются к отчету.

Скрин из архива автора
Скрин из архива автора

Если тестовый отзыв завяз и его не смогли завершить, или не уложились в отведенное процедурой время (как правило, не более 4 часов, а если есть ERP или другая АСУП, то можно при желании и в полчаса уложиться), то следует разбор полетов, выяснение причин, которые помешали провести тренировку, составляется и выполняется план корректирующих действий, и тренировку повторяют через некоторое время.

А просить покупателя приостанавливать реализацию условно опасного (а по факту совершенно безопасного) продукта не стоит. Это лишняя работа для их сотрудников и неудобства для потребителей. Я бы на их месте в этой ситуации тоже не стал снимать продукт с реализации, даже временно.

Здесь я не написал о полном перечне мероприятий в том случае, если обнаруженная опасность реальная. Тогда и мероприятий больше, и список участников процедуры тоже расширяется.

Если у вас нет данной документированной процедуры, вы можете заказать ее разработку под ваше предприятие у меня, или приобрести готовую, которая после незначительной доработки будет применима у вас. Оставляйте заявки в комментариях к статье.