Всё чаще, к сожалению, мне приходится сталкиваться с ситуацией, когда мы со школьным учителем, казалось бы, делая одно дело, оказываемся по разные стороны баррикад.
Подумай, оглянись, реши
Не знаю, почему с каждым годом всё острее становится ситуация с самопроверкой учеников. Еще К.Ушинский и П.Блонский писали о необходимости формировать у детей навык самоконтроля при обучении, а советская методика преподавания русского языка самопроверке уделяла огромное внимание, потому была озабочена формированием грамотности у учеников всерьёз. Методические рекомендации к любым видам проверочных работ требовали давать ученикам время на самопроверку, контрольный диктант ученики должны были проверять сначала после записи текста, потом еще раз после выполнения грамматического задания. Учитель и методист А.Кобызев даже предложил новый тип диктанта, «Проверяю себя», при котором ученик мог задать любой вопрос, исправить при необходимости ошибку, и оценка при этом не снижалась. Мои учительницы по русскому (я довольно часто меняла школы) разрешали приходить нам после уроков и заканчивать проверку письменной работы, потому что обычно не хватало для этого времени на уроке - иногда мы проверяли диктант или сочинение не меньше часа. Да, по нормам проверки три исправления приравнивались к ошибке, но обычно просто не ставилась пятёрка - эта оценка вообще дорогого стОит в средней школе. И в те дикие золотые годы, если кто-то вдруг захотел бы сдать работу сразу после постановки точки в конце предложения, этот кто-то получил бы от учителя указкой по голове – и вернулся бы не жужжа за парту.
Теперь почему-то всё ровно наоборот.
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее
Да, ЕГЭ нам сильно сдвинуло голову набекрень - ученикам приходится на экзамене выполнять задания быстро, так как времени даётся в жёсткий притык. Однако ЕГЭ сдаётся в конце 11 класса, на ОГЭ же после девятого времени заложено вагон – и при этом учеников всю среднюю школу приучают работать на скорость. Причём, неважно, какая работа выполняется, главное, написать быстро. Дети всё чаще говорят, что от них требуют писать диктант/сочинение или выполнять тест правильно с первого раза, ничего не проверяя – как это возможно, для меня загадка. Да, в каждом классе есть пара-тройка сильных учеников, для которых скорость не проблема, но ведь остаются еще 27 человек, которые не могут написать с первого раза правильно, да и главное – зачем это нужно? Что это должно доказать? В итоге такие ученики не вылезают из глухих троек, русский как предмет ненавидят, потом попадают к репетитору, который начинает заставлять проверять себя, но выясняется, что они понятия не имеют, как это делать. Приходится учить 8-9-классников проверять написанное, что дико само по себе: привычка к самопроверке у ученика должна сформироваться ещё в начальной школе. Ну и вообще здравый смысл должен говорить, что между пониманием правила и навыком его применения огромная дистанция. Сначала понимание, затем знание, затем умение, и только потом навык. И этот процесс невозможно впихнуть в количество отведенных по теме часов, он растянут на годы – изучение любого языка, в том числе и родного, требует накопления. И на каждом этапе формирования навыка ученик должен себя проверять – к концу 7 класса он должен освоить весь курс школьной программы по орфографии, это же колоссальный объём информации. Невозможно требовать от среднего ученика писать правильно с первого раза, даже если тема пройдена в прошлом году – для мозга обыкновенного ребенка это слишком малый срок, и ученик должен постоянно снова и снова проговаривать правило и убеждаться, что он не ошибся в его применении. А вообще учителю можно ставить себе бюст на родине, если большинство его учеников, а не только Маша и Даша, сформировали орфографический и пунктуационный навык к концу 9 класса – к первому выпускному экзамену, к концу освоение курса школьной программы по русскому. То есть на формирование орфографического и пунктуационного навыка среднему ученику требуется около 5 лет. Именно поэтому честная пятёрка по русскому в 8-9 классах - это редкость. Именно поэтому мы ещё 15 лет назад заставляли учеников сидеть, пока у них сопли не потекут, над проверкой написанного.
Кто виноват и что делать
Но, может, сейчас в педвузах учат работать на скорость? Чему вообще там учат? Всё больше жалоб можно услышать на то, что часы на педагогику вообще и дидактику в частности в педвузах драматически сократили, что методика преподавания предметов изучается чуть ли не факультативно. Может, в этом причина того, что мы тащим с учителем ребёнка в разные стороны? Но ведь вся проблема в том, что репетиторы, какими бы они ни были опытными, не в состоянии переломить общую ситуацию с обученностью школьников по русскому – репетитор никогда не заменит школьного учителя, даже если он, этот самый репетитор, М.Баранов и Т.Ладыженская в одном лице. В конце концов, я, как ни странно, вообще бы предпочла, чтобы в репетиторах не было необходимости – то, что школьники в репетиторах нуждаются с каждым годом всё больше, я считаю ситуацией ненормальной. Ученик должен получать все необходимые знания и умения в школе, мне это вбито по гланды ещё в институте. Но даже если ученику требуется сторонняя помощь, почему мы с учителем учим его работать по-разному? И ведь дело не только в отсутствии на уроках русского самопроверки – если перечислять, в чём мы со школьным учителем расходимся, покажется, у нас вообще идёт тихая война. А ведь мы вроде учились по одним учебникам, изучали одну и ту же возрастную психологию, у нас общие цели и общие задачи.
Или нет?