Найти в Дзене

Конкурс VR проектов: обучение журналистов с VR

Оглавление

Статья была подготовлена студентами 4 курса кафедры журналистики Удмуртского Государственного Университета - Будылкиной В.С. и Шишкиной П.К.

Применение VR технологий в профессиональной подготовке журналистов

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В последние годы технологии сделали большой шаг вперед, создавая новые форматы работы для журналистов. В их число входит и VR. Благодаря технологиям виртуальной реальности углубляются критерии вовлеченности аудитории, что приводит к развитию новой журналистики погружения. Поэтому сейчас мало просто подготовить будущего журналиста к работе в классических форматах теле-радио и печати, важно еще и развить его умение работать с новыми технологиями, чтобы усилить имеющиеся профессиональные навыки.

Актуальность нашей работы заключается в том, что расширение сферы работы журналистов бросило новый вызов умениям и навыкам профессионалов. Например, еще в 2016 году начала набирать обороты иммерсивная журналистика - с эффектом присутствия. Она требовала не просто подать информацию и сделать интересный материал, но и погрузить аудиторию в сторителлинг с помощью 3D технологий. С применением VR и AR технологий крупнейшие зарубежные издания “The New York Times” и “The Guardian” стали выпускать новый формат материалов с эффектом погружения. Виртуальное пространство, обладающее суггестивным характером, в руках журналиста может стать средством манипуляции информацией. Он сам конструирует траекторию «потребления» истории, ставит с IT сцены и акценты, пишет музыкальные темы. Появление таких информационных продуктов, которые позволяют принимать информацию сразу через несколько сенсорных каналов, вывело взаимодействие пользователя с контентом на качественно новый уровень.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

С этим, возрастает и количество функций современного журналиста. По мнению Алиевой А.С., преподавателя журналистики БашГУ, в СМИ наблюдается тенденция - совмещение одним лицом нескольких должностей. Творческие и экономические интересы редакций диктуют конвергентность задач. Например, одно и то же лицо фигурирует в качестве сценариста, оператора и режиссера на ТВ или в качестве редактора и ответственного секретаря в частных газетах, многотиражках. Таким образом, рыночные интересы требуют универсальных журналистов, а качество СМИ - углубленной специализации.

Таким образом, журналисту необходимо постоянно развивать свои навыки, как hard skills, так и soft skills, чтобы повышать свой профессионализм и создавать качественные проекты. Вместе с тем необходимо усовершенствование работы с новыми технологиями и полная адаптация к ним. В этом и заключается наша цель: создание рекомендаций для обучения журналистов посредством VR-технологий.

Для этого были поставлены следующие задачи: охарактеризовать влияние виртуальной реальности на журналистику; выделить наиболее значимые профессиональные навыки будущих журналистов; определить мнение студентов журфака о влиянии VR на их профессиональные навыки; сформировать методы по формированию VR-технологий как обучающих. В работе использовались следующие методы: анализ, синтез, индукция.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Целевой группой становятся не только студенты журналисты, но и те, кто желает обучиться этой профессии и уже работающие профессионалы в этой сфере деятельности.

Для выявления наиболее значимых профессиональных навыков будущих журналистов были проведены следующие этапы работы:

1. Опрос студентов старших курсов Удмуртского Государственного Университета, обучающихся на специальности Журналистика.

2. Анализ результатов опроса. На основе ответов респондентов, нам удалось выявить самые важные навыки профессионального журналиста, а также реальные компетенции опрошенных.

3. Подбор игр-симуляторов, которые помогли бы в обучении и совершенствовании выбранных компетенций.

Результаты. В опрос были включены базовые личностные навыки, развитие которых для каждого респондента индивидуально: коммуникабельность, стрессоустойчивость, адаптивность, усидчивость, универсальность, пунктуальность, многозадачность, тайм-менеджмент, начитанность, широкий кругозор. Также респонденты могли вписать дополнительно уже имеющиеся навыки. Помимо перечисленных выше, в список вошли: аналитика, креатив и импровизация. В конце опроса, студенты поделились с нами, какие навыки они хотели бы развить и закрепить во время обучения: конвергентность, коммуникабельность и стрессоустойчивость. Под эти параметры были подобраны приложения виртуальной реальности.

VR приложения для будущих журналистов

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Killer Frequency - приложение, в котором необходимо вжиться в роль ночного радиоведущего, которому в прямом эфире предстоит решать головоломки и спасать жизни абонентов от опасного убийцы. Быть радиожурналистом непросто, а в такой ситуации - когда от тебя зависит чья-то жизнь - становится не по себе. Благодаря этому приложению можно развить сразу несколько важных профессиональных журналистских навыков: многозадачность, аналитика, сбор данных, хладнокровность, стрессоустойчивость, логика.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Job Simulator - приложение с симуляцией рабочего пространства в офисе. Работа журналиста не состоит только из интересных поездок и эфиров, это еще и рутинная работа в офисе редакции. Юным сотрудникам бывает тяжело подолгу сидеть за монитором и монотонно выполнять рабочие задачи - для этого тоже требуется определенный навык. Данное приложение способствует выработке привычки работы в офисе, а также настроит молодого журналиста на темп редакции.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

VRChat - виртуальный онлайн мир, в котором каждый может создать своего аватара и играть с другими такими же игроками. В основном требуется знание английского языка, чтобы свободно общаться с собеседником, однако есть и русскоязычные сервера. Такое приложение позволит развивать навык коммуникации, важный для любого профессионала. А также таким образом можно с первых курсов обучать студентов-журналистов работать в жанре интервью и опроса.

Таким образом, методом опроса были собраны наиболее значимые профессиональные навыки журналиста, которые возможно развить на этапе обучения с помощью технологий виртуальной реальности. Были подобраны 3 приложения виртуальной реальности для развития навыков с целью более спокойного вхождения в профессию и быстрого совершенствования универсальных навыков журналиста.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Как известно, журналист - на 50% теоретик и на 50% практик. Как студенты, мы хотим, чтобы методология в сфере образования будущих журналистов развивалась и шла в ногу со временем. Небходимо не только читать профессиональную литературу и практиковаться в редакциях, а еще и находить новые варианты для саморазвития: полезные и интересные. Мы надеемся, что будущие журналисты с радостью захотят повысить свои навыки с помощью технологий виртуальной реальности и подобранных приложений.