Потеря доверия в детско-родительских отношениях довольно частый запрос на терапию. Мамы и папы всегда начинают бить тревогу, когда их дети не хотят раскрываться, но при этом родители чувствуют, что у детей есть проблемные ситуации, которые требуют разрешения.
Ситуация очень тяжёлая для обоих сторон: родители не понимают, что происходит с ребёнком и, соответственно, не знают, как ему помочь; ребёнок теряет чувство эмоциональной безопасности и стабильности. В общем, ребёнок не раскрывается не потому что он "плохой", а потому что он чувствует тревогу по поводу того, что родители в эмоциональном и ментальном плане далеки от него.
Возможно в диалоге родители уделяют недостаточно внимания чувствам ребенка, не дают ему высказать свои мысли до конца, перебивают критикой и негативным оцениванием. В такой ситуации потеря доверия со стороны детей будет адекватной реакцией. Никто не хочет получать дискомфорт по мере того, как он рассказывает о своей жизни.
Давайте подробнее рассмотрим данный феномен на примере. Допустим, у ребенка произошел в школе конфликт с учителем, который не сдерживал себя в вербальных проявлениях и наговорил кучу неприятных вещей. Что чувствует ребёнок? Гнев, обиду, беспомощность. Как раз именно в таких ситуациях он нуждается в поддержке родителей. Безусловной поддержке.
Но что происходит в большинстве случаев на самом деле? Родители начинают искать причины "проступка" ученика: а почему учитель именно на тебя кричал? ты что, плохо вёл себя на уроках? я сколько раз тебе говорила, что надо хорошо себя вести и слушать учителей! и т.д. Как вы понимаете, поддержка покинула чат! Есть ещё второй вариант реакции родителей: не злись, ничего страшного не произошло, подумаешь, накричала, знаешь ещё в жизни сколько раз накричат!
Вот и получается, что после подобных образчиков обратной связи от самых близких и любимых авторитетов ребёнок делает вывод, что его никто не понимает, а значит, зачем вообще что-то рассказывать? Но, с другой стороны можно понять и родителей - они не хотят видеть (им больно на это смотреть) негативные эмоции своих детей и поэтому они, как им кажется, успокаивают, а на самом деле обесценивают переживания своих детей.
Поэтому, самое главное, что хочется сказать родителям в данных ситуациях: чувства и эмоции у детей не бывают плохими или хорошими; правильными или неправильными. Их чувства и эмоции - это реакция на случившиеся в их жизни стрессовые ситуации, на которые у них ещё нет выработанной стратегии эмоционального, когнитивного и поведенческого ответа. Исходя из этого, начните разговор с подобных фраз:
а) я вижу ты расстроился/расстроилась, если ты хочешь - можем поговорить о том, что тебя беспокоит;
б) я бы на твоём месте тоже разозлился/разозлилась, мне бы тоже не понравилась эта несправедливая ситуация, как ты думаешь, что можно с этим сделать?
в) если ты злишься, значит у тебя есть на это причина, давай её обсудим, мне очень хочется разобраться и понять тебя.
С этих фраз начинается эмпатия. Дети чувствуют, что раскрываться безопасно, что ничего не угрожает и потихоньку начинают высказываться. Я уверен - каждый ребёнок нуждается в эмпатии и понимании того, что его чувства принимаемы родителями. Это отправная точка начала продуктивного диалога.
Именно это успокаивает детей. По-настоящему успокаивает. И после этого успокоения у них пробуждаются способности логически мыслить, анализировать своё поведение, прогнозировать те или иные экстраполяции в будущее.
Сила родителей в спокойствии.
Берегите друг друга.
Сабиров Салават.
Мой Телеграмм канал: #Ваш_личный_психолог
Автор: Сабиров Салават Шамгунович
Психолог, Семейный психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru