Каково это - проезжать через родной посёлок и не иметь возможности даже на полчаса задержаться в нём (именно столько и хватило бы главному герою, чтобы сбегать в отчий дом и обнять маму и сестру, которых не видел полтора года)!?
Понятное дело, что скорый поезд не делает остановки на небольших станциях, в том числе, о которой речь.
Но даже, если бы поезд и стоял час-два, то другое обстоятельство не позволило бы герою этой истории сойти с поезда даже на платформу - по УСТАВУ не положено!.. Итак,
1985 год. Промозглое ноябрьское утро. Около 6 часов. Скорый поезд "Кисловодск - Ленинград" сбавляет ход...
Но впереди НЕ остановка поезда.
Состав со своего основного (первого) пути переходит на запасной и останавливается где-то в трёхстах метрах от вокзала станции М-К...
...В одном из купе расположились командировочные. Молодые люди возвращаются к месту службы - ВОИНСКОЙ службы - в Ленинград.
У одного из них в это время сердце опять и снова "выпрыгивает" из груди - поезд будет стоять в ЕГО родном посёлке на запасном пути возле ЭЛЕВАТОРА.
Да! Это Геннадий, мой брат, с переполняющими его чувствами, всматривается в сумрак за окна вагона, а мысль одна в голове:
Десять минут до дома... Я сейчас в десяти минутах от дома! Десять минут до дома... Всего десять минут ходьбы неспешным шагом и я дома... А там мама и сестра... Соскучился по ним... Так хочется увидеть их...
Огромный элеватор... Возле него на запасных путях всегда стоят поезда, если пропускают другие скорые или товарные составы...
Ему ли не знать! Ему, который до службы в армии, проездил в город на электричке, отправляющейся в 6 час 12 мин со второго пути.
Сколько раз слышал голос, предупреждающий:
"Внимание, пассажиры! По первому пути проследует скорый поезд, будьте осторожны!"... Этим скорым и был "Кисловодск - Ленинград".
Сейчас же Геннадий был пассажиром поезда "Кисловодск - Ленинград". Скорый пропускал какой-то "товарняк", потому стоял на запасном пути...
Геннадий сначала смотрел в окно купе, затем вышел в коридор, прошёл по нему, заглядывая в окна... Следом за ним шёл старшОй - присмотр за подчинённым в таком случае необходим... (Начальник караула с пониманием отнесся к эмоциональному состоянию подопечного, поддержал Геннадия добрым словом. Заранее устроил график дежурства так, чтобы Геннадий в часы, когда будет в родных краях, не нёс дежурство.)
Ничего примечательного Геннадий не увидел. В полутьме по тропинке вдоль путей и по улице Светлой шли люди - по одиночке, парами, на электричку... Может быть, будь-то днём, и узнал кого, но не сейчас...
...Вот и отгремел длинный товарный состав, который пропускали...
"Кисловодск-Ленинград" плавно тронулся с запасного... направился на свой - первый путь...
Тук-тук-тук-тук...Тук-тук-тук-тук...Тук-тук-тук-тук...Тук-тук-тук-тук...Тук-тук-тук-тук...Тук-тук-тук-тук...
Через минуту перед Геннадием уже проплывал вокзал с толпами народа на перронах... Гражданская жизнь... Взрослые едут на работу в город, молодёжь на учёбу..., девушки под зонтиками - на улице дождь...
Тук-тук-тук-тук...Тук-тук-тук-тук...Тук-тук-тук-тук...Тук-тук-тук-тук...Тук-тук-тук-тук...Тук-тук-тук-тук...
Поезд набирал скорость...
Теперь нужно не пропустить СВОЮ улицу! Улица Кооп... начиналась у железнодорожных путей сразу за меловым и складом бумфабрики... а всего через 20 (двадцать домов) - родной дом!
Но увидеть дом, конечно, не получится, ведь улица идёт не вдоль ж/д полотна, а перпендикулярно...
За окраиной посёлка, прямо на железнодорожном мосту перед остановочной площадкой "Красный Бумажник", скорый поезд встретится с электропоездом "Иловайск-Таганрог"...
И сердце Геннадия снова "оборвётся"...
Около трёх лет каждое утро на этой электричке он отправлялся на учёбу в техникум...
Вот и сейчас, в электричку войдут (нет - ворвутся! шустро займут места!) молодые люди... Кто-то, облокотившись у окна, будет досыпать... Кто-то, откроет книгу... Девушки, сняв шапочки, поправив причёски, будут щебетать о своём... Парни разделятся на играющих в картишки и не играющих...
Это была вторая утренняя электричка (6 час 12 мин). На ней в основном ездила молодёжь на учёбу в техникумы и ПТУ в Таганрог.
Люд, трудящийся на заводах и предприятиях Таганрога, отправлялся на работу на первой электричке, шедшей на час ранее (5 час 10 мин).
На первой электричке на работу на завод ездила и мама.
Часом ранее, где-то там, у станции Покровское, на середине пути между Таганрогом и нашим посёлком, "Кисловодск-Ленинград" встретился с первой электричкой.
Мгновенье два поезда находились рядом друг с другом - одно мгновение, и в тот миг сердце Геннадия "сжалось":
А ведь, МАМА, возможно(!), сейчас едет в этой электричке! Может же быть такое, что её смена именно сегодня! Тогда выходит, что мы с ней проехали, разделённые стенами вагонов, а были совсем рядом друг от друга...
...С каждой минутой всё дальше и дальше поезд увозил Геннадия от родных мест, воспоминаний...
Через сутки он прибудет на место службы, потекут армейские будни...
Вот, такая история. Геннадий служил в Ленинграде.
Командировки по службе (Сопровождение Грузов) были по всему СССР. Командировки военнослужащим обычно подбирали так, чтобы ребята не попадали в родные края.
В этот раз случилось исключение. Группа военнослужащих сопровождала груз из Ленинграда в Грузинскую ССР. Ехали через узловую станцию Лихая (Ростовская обл.). Наш посёлок оставался далеко в стороне.
Назад старшОй взял билеты на "Кисловодск-Ленинград". Поезд ходил через другую узловую станцию - через Иловайск, (ХарЬков)... Это значило - после Ростова-на-Дону следующая станция Таганрог, а через 30 км - родные "пенаты" Геннадия.
Когда при посадке в поезд в Кисловодске брат прочитал табличку "Кисловодск-Ленинград", понял, что будет проезжать через родной посёлок. И даже знал время - около 6 утра...
Но то, что поезд будет стоять на запасном пути, конечно, представить не мог. Не представлял он и то, какими яркими и сильными будут чувства от мимолётного пребывания на вокзале, как щемило на душе от невозможности на тот момент встречи с родными, ведь всего десять минут и ты дома...
Прошло с того ноября ещё 38 ноябрей... А Геннадий, вспоминая, и сейчас помнит то сырое ноябрьское утро до некоторых подробностей.
После командировки в Грузинскую ССР ещё две командировки выпали Геннадию: одна - в Каменец-Подольский (Украинская ССР), другая - в Ленинабад (Туркменская ССР).
Из "другой" командировки у Геннадия также осталось ВПЕЧАТЛЕНИЕ.
По пути в Таджикистан в казахской степи вдруг "нарисовалась" станция, одноимённая фамилии Геннадия - ЛУГОВОЙ.
Ну, не мог Геннадий не ступить на перрон станции Луговой! Ступил, постоял... Наследил, в общем, Луговой на Луговой!
...До конца службы оставалось полгода... Ещё целых полгода ему служить Родине! А потом - домой! На малую родину!.. На свою станцию, на свой вокзал, от которого до родного порога десять минут ходьбы неспешным шагом...
Десять минут и... полгода до возвращения домой.