Череду моих осенних визитов в концертные залы завершает вечер в зале Чайковского, посвящённый В.А. Моцарту. В первом отделении был концерт №23, а во втором реквием. Однако с этой статьёй я решила немного поэкспериментировать и рассказать в начале про вторую часть вечера, а потом уже про первую.
Итак, реквием. Если честно, то я в первый раз услышала это произведение. До этого имело место быто лишь знакомство с одной частью «Lacrimosa», причём далеко не полное, так как прослушивала мелодию я без хора. С текстом получается совсем иное ощущение от произведения.
Lacrimosa dies illa
Qua resurget ex favilla
Judicandus homo reus
Lacrimosa dies illa
Qua resurget ex favilla
Judicandus homo reus
Huic ergo parce Deus
Pie Jesu, Jesu Domine
Dona eis requiem
Dona eis requiem
Amen
Да, можно сказать, что сегодня был первый раз, когда я ощутила весь объём этой траурной мессы. Более того, это был также первый раз, когда я слушала такой хор с солистами вне театра. Было в этом что-то необычное для меня, так как есть уже устоявшийся паттерн в виде хор+оркестр = должны быть декорации и костюмы. И это в любом случае интересный опыт, даже если реквием я не смогла полноценно оценить.
Да, общие впечатления будут смешанными. Мне очень понравилось то, как солисты подхватывали мелодии друг друга. Этот переход от баса к тенору, потом к меццо-сопрано и сопрано был очень красивым. Я бы даже назвала этот переход очень правильным, так как по ощущениям это было максимально органично. В остальном же у меня не было эффекта замирания сердца или какого-то душевного подъёма. Нет, безусловно было удовольствие от музыки, но в живых концертах я ищу не это. Я хочу получить не просто удовольствие, а новый эмоциональный опыт, я хочу создать у себя в сознании новые связи между днём, залом, исполнителем, произведением, композитором и эмоциями. Именно это для меня ценно. Именно это я и смогла получить в первой части вечера.
Первое отделение было прекрасным. Во-первых, я сразу же обратила внимание на единственного флейтиста. (Кстати, во втором отделении его уже не было, что было печально) Как фантастически он играл, инструмент звучал просто кристально! Знаете, флейта в целом особенно звучит в произведениях В.А. Моцарта, что не возьми, то шикарно перекладывается на флейту, на мой взгляд. И тут первые несколько минут до вступления рояля были настоящим соло для флейты. Что интересно, даже в дальнейшем при прослушивании концерта у меня были мысли: «А может, это не концерт для фортепиано с оркестром? Может, это концерт для фортепиано, флейты и оркестра?»
Во-вторых, замечательный Энджел Вонг, который просто волшебно играет. Как только он выходит на сцену, то всё пространство заполняется вот этой чистой и светлой энергией. Сразу атмосфера становится ярче и как-то радостнее. Концерт №23 очень подходит по характеру Энджелу. Мне кажется, что вот этот юношеский задор помог ему сделать этот концерт таким лёгким и светлым, отчасти даже, наверное, непосредственным. А самым приятным было то, как он заканчивал выступление своё. Поклон ко всем трём сторонам зала, к дирижёру и к оркестру. Столько благодарности ко всем в зале за то, что играли с ним, за то, что слушали его. Как это мило и ценно, ведь не каждый исполнитель с таким трепетом относится к выступлению.
И вполне ожидаемо, что Энджела вызвали бурными овациями на бис. Хотя нет, в самом начале его задарили букетами, а потом он задал какой-то вопрос первой скрипке (очень милому возрастному музыканту) и последний жестом руки показал ему на рояль. Это выглядело очень мило!
Свет гаснет, Энджел сам объявляет бис и начинает играть прелюдию «Фейерверк» К. Дебюсси. Эту же мелодию я слышала на его сольном концерте, в маленьком зале-салоне. Тут же с совершенно другой акустикой произведение звучало совсем иначе. Был объём, был такой летящий звук! Я иначе взглянула на произведение, нашла что-то от других мелодий К. Дебюсси. Например, мне показалось, что очень много перекликаний с «Послеполуденным отдыхом Фавна». Как вы понимаете, внутренних эмоций и радости очень много.
На этом осенние концерты заканчиваются. Пока что беру перерыв, однако надеюсь скоро к вам вернуться с новыми статьями. До встречи!