Александра Богатова
Руководитель немецкой театральной студии «Солнышко», МКОУ «Прогимназия № 1» г. Новосибирска (2015)
Дети любят играть. В процессе игры они познают мир, проявляют завидную фантазию и наблюдательность, примеряют на себя разные роли. «Театр», «игра», «импровизация» становятся понятиями неразделимыми, и, конечно, преимущества использования методов театральной педагогики в процессе воспитания и обучения детей очевидны.
Театральная деятельность является важным средством этнокультурного воспитания школьников. Это обусловлено, во-первых, игровой и драматической природой этнокультурного воспитания в целом, а во-вторых, тесной взаимосвязью игровой и театральной деятельности, соответствующей возрастным особенностям развития детей.
Педагог детской театральной студии, пожалуй, как никто другой, сможет создать хорошие условия для эффективного этнокультурного и толерантного воспитания. Ведь именно театрализованная деятельность не просто позволяет ребенку получать некоторые знания, но и обеспечивает усвоение этнокультурных и общечеловеческих ценностей в действии (перевоплощении, проживании, прочувствовании, сострадании, подражании достойным образцам поведения героев этноса, принятии лучших черт национального характера).
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, поскольку дети во время игры чувствуют себя более раскованно, свободно, естественно.
Театрализованные игры способствуют развитию у ребенка фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического). Такие игры готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел – главные отличительные черты сценического творчества.
Перед педагогом стоит сложная задача – сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, которые проявляются в игре при выступлении на сцене перед зрителями. Для этого необходимо опираться на личный опыт ребенка и предоставлять ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения. Прежде всего это игры, упражнения и этюды, призванные обеспечить подлинность и целесообразность действия в предлагаемых обстоятельствах, т. е. в придуманной ситуации.
Игры на превращения (развивают смелость, сообразительность, воображение, фантазию):
- превращение предмета (карандаш – это ложка, зубная щетка, расческа, ключ и т. д.): каждый ребенок должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения;
- превращение комнаты (помещение – это магазин, зоопарк, поликлиника, дворец и т.д.): группа детей придумывает свой вариант превращения помещения, а остальные ребята по поведению участников превращения отгадывают;
- превращение детей (дети – это цветы, животные, игрушки и т. д.). Сценическое воплощение образов животных не только делает занятия веселыми, но и побуждает наблюдать за привычками и повадками живых существ, узнавать больше об их жизни.
Игры на действия с воображаемыми предметами (развивают чувство правды и веру в вымысел, умение делать что-то согласованно, а также воображение, инициативу, внимание):
- «День рождения»: с помощью выразительных движений дети должны обыграть подарки – скакалку, мяч, книжку и т. д.;
- загадка «Что мы делали, не скажем, но что видели, покажем»: дети показывают друг другу придуманную загадку. Можно предложить следующие задания на действия с воображаемыми предметами: стирать, собирать цветы, подметать пол, забивать гвоздь, укачивать куклу, есть яблоко, нести ведро с водой и т. д.
После игр можно переходить к разыгрыванию этюдов. Этюд – это маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуации. Они могут быть предложены педагогом или сочинены детьми. Темы для этюдов должны быть близки и понятны детям.
- Этюды на умение общаться с детьми в различных ситуациях («Встреча», «Разговор по телефону», «Знакомство» и т. д.).
- Этюды на умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов («Страх», «Удивление», «Восторг», «Гнев», «Радость» и т. д.).
- Этюды на действие пяти органов чувств (человек, пробующий конфету, лекарство; чувствующий запах краски, духов и т. д.).
- Сочинение этюдов по сказке.
После работы над сюжетными этюдами можно переходить к импровизационным играм-драматизациям по знакомым сказкам. Дети самостоятельно распределяют роли, уточняют развитие сюжета, сочиняют предлагаемые обстоятельства.
Работа над этюдами и играми-импровизациями развивает качества, необходимые для участия в спектаклях, в том числе умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагировать на поведение партнеров.
BiZ-Bote № 1/2015