Найти в Дзене

В гостях у Гиляровского

Везет создателю «Москвы и москвичей», везет. Уцелел дом, квартира, обстановка, вещи. В квартире Владимира Алексеевича до сих пор живут его потомки (во всяком случае, жили недавно). Они вели переговоры с государством, чтобы сделать тут музей, но передумали. Так что домой к дяде Гиляю просто так не попадешь. Рассказываю то, что сумел вычитать! Кто держал дверную ручку? В Столешниковом переулке Гиляровский жил почти полвека. Место было не такое «пафосное», как теперь: например, в здании напротив, шумел извозчичий трактир. Адрес у короля репортеров был такой: дом 9, квартира №10 (1889-1935 годы). Вот каким видел этот дом в позднесоветское время журналист Леонид Репин: «Обшарпанные, давно не видавшие ремонта стены, заколоченные фанерой окна первого этажа, да и подъезд по левую сторону арки, ведущей во двор, не производит впечатление парадного. Похоже, и дверь заколочена… Но нет, открылась. Широкая каменная лестница на удивление чистая, разве что кошками отчаянно пахнет… Я поднимаюсь по лест
Оглавление

Везет создателю «Москвы и москвичей», везет. Уцелел дом, квартира, обстановка, вещи. В квартире Владимира Алексеевича до сих пор живут его потомки (во всяком случае, жили недавно). Они вели переговоры с государством, чтобы сделать тут музей, но передумали. Так что домой к дяде Гиляю просто так не попадешь.

Дом Гиляровского. Фотография автора
Дом Гиляровского. Фотография автора

Рассказываю то, что сумел вычитать!

Кто держал дверную ручку?

В Столешниковом переулке Гиляровский жил почти полвека. Место было не такое «пафосное», как теперь: например, в здании напротив, шумел извозчичий трактир. Адрес у короля репортеров был такой: дом 9, квартира №10 (1889-1935 годы).

Вот каким видел этот дом в позднесоветское время журналист Леонид Репин:

«Обшарпанные, давно не видавшие ремонта стены, заколоченные фанерой окна первого этажа, да и подъезд по левую сторону арки, ведущей во двор, не производит впечатление парадного. Похоже, и дверь заколочена… Но нет, открылась. Широкая каменная лестница на удивление чистая, разве что кошками отчаянно пахнет… Я поднимаюсь по лестнице и не могу избавиться от мысли, что Владимир Алексеевич Гиляровский… пятьдесят лет по ней ходил. Останавливался вот перед этой высокой двустворчатой дверью с замысловатой бронзовой ручкой…»

Ручка была украдена 1 мая 1992 года и, очевидно, отдана в металлолом. В голову неизвестного вандала не могло прийти, что эту бронзу держали в руках (кроме хозяина квартиры):

  • Толстой;
  • Чехов;
  • Куприн;
  • Бунин;
  • Есенин;
  • Маяковский;
  • Шаляпин;
  • Немирович-Данченко;
  • Саврасов;
  • Короленко;
  • Илья Репин;
  • Андрей Белый;
  • Леонид Андреев;
  • Глеб Успенский;
  • Сумбатов-Южин;
  • Телешов;
  • Суворин;
  • Дорошевич;
  • Луначарский

и многие, многие другие.

Квартира-памятник

Слайд из диафильма "Дядя Гиляй", 1975 год
Слайд из диафильма "Дядя Гиляй", 1975 год

Теперь эта квартира с обстановкой — объект культурного наследия регионального значения. В начале XXI века памятное место хранит художница Елена Абаренкова — внучка приемной дочки родной дочери Гиляровского.

В передней — желтый диван, на котором так любил сидеть Лев Николаевич, заглядывавший к другу по пути домой, в Хамовники.

У дверей — чугунная подставка, куда ставил трость лечивший семью Антон Павлович.

В гостиной — диван, который Чехов называл «вагончиком»: талантливые гости здесь усаживались плотно, как в вагоне конки.

В буфете — чеховская чашка, в которую специально для писателя заваривали крепкий чай, по его вкусу.

И самовар, который любил разжигать Куприн.

А на печной заслонке — кочерга, которую тут завязал узлом хозяин дома, богатырской силы человечище. Об этой силе ходили легенды: рассказывали,Гиляровский не просто побил трех грабителей, а всех троих приволок в околоток. Один поднял груженую телегу, чтоб спасти придавленного ею человека.

Владимир Гиляровский. Портрет кисти Сергея Малютина, 1915
Владимир Гиляровский. Портрет кисти Сергея Малютина, 1915

Гений любви

А вот каким запомнил Владимира Алексеевича коллега-газетчик:

«Если как у писателя у него есть талант, то как у человека у него есть гений, гений любви».

Много голодных приходили в этот дом и неизменно получали помощь. Даже радушная жена порой ворчала:

— Ты хоть хитрованцев-то не пускай в дом, зарежут ведь когда-нибудь.

Тут побывал и художник Саврасов, под осень жизни он часто уходил в запой и начинал бродяжничать. Гиляровский обул гениального оборванца в валенки и снабдил теплыми носками.

Село Волынское. Картина позднего Саврасова (1887 год). Про себя ее называю - "Талант не пропьешь"
Село Волынское. Картина позднего Саврасова (1887 год). Про себя ее называю - "Талант не пропьешь"

Владимир Алексеевич специально покупал слабые работы у художников:

— Хорошие-то всякий купит, а ты вот слабые купи… так денег дать вашему брату, художнику, нельзя, обидится, а купить этюд — дело другое. И хлеб-то есть, и дух поднят.

Конечно, было здесь и много других, замечательных картин.

На стене кабинета, в котором родились«Москва и москвичи» и многое другое, висел портрет хозяина кисти Александра Герасимова, пейзажи Левитана, Саврасова, Поленова, Архипова.

Слайд из диафильма "Дядя Гиляй", 1975 год
Слайд из диафильма "Дядя Гиляй", 1975 год

Лежа в постели перед этими полотнами, «король репортеров» умирал осенью 1935 года и делал до последних дней какие-то записи. Созерцать эти картины он уже не мог — в начале 1930-х Гиляровский ослеп (чуть раньше, как известно, едва не оглох, после того как второй раз прошел по руслу подземной Неглинки). И вот незрячий журналист — выучился писать вслепую.

Именно так была написана последняя редакция «Москвы и москвичей», которую издали уже после смерти автора.

Читая мраморно написанные главы, не стоит забывать, что историки и более или менее серьезные краеведы относятся к свидетельствам «Дяди Гиляя»… с крайней осторожностью. Репортер любил жареное, многое получал из вторых рук и пользовался непроверенными слухами чаще, чем нам хотелось бы.

При всем почтении к литературному таланту!

Слайд из диафильма "Дядя Гиляй", 1975 год
Слайд из диафильма "Дядя Гиляй", 1975 год

Дом поэтов

У Гиляровского было несколько более или менее известных соседей, и почему-то все они — поэты. Поэт — и сам Владимир Алексеевич. Из его стихотворных строк ушли в народ вот эти, созданные после нашумевшей пьесы Толстого «Власть тьмы»:

В России две напасти:
Внизу — власть тьмы.
Вверху — тьма власти.

На исходе XIX века соседкой Гиляровского стала Татьяна Щепкина Куперник — известная писательница и поэтесса, которая за десять дней (!) перевела стихами всего «Сирано де Бержерака»… надо было спешить, ведь европейские премьеры ставились в русских столицах с интервалом в несколько недель.

Татьяна Щепкина-Куперник. Портрет работы Репина, 1914 год
Татьяна Щепкина-Куперник. Портрет работы Репина, 1914 год

Жило тут несколько других поэтов меньшего масштаба. Один из них, имажинист и друг Есенина Иван Грузинов — прямо над Гиляровским, в квартире №12. Этого соседа я сам обнаружил в адресной книге 1926 года. По старой нумерации, под «домом 5» скрывается наш дом — ошибки быть не может, ибо в том же «доме 5», в квартире №12, отмечен «Гиляровский В. А., 3-68-09».

Последние цифры — это телефон. Номера были тогда пятизначными...

Крепкий орешек

Длинное здание в Столешниках выстроил архитектор Василий Карнеев в 1874-76 годах. Хозяином доходного дома, где жил Гиляровский, был по совпадению, еще один маститый краевед Дмитрий Никифоров — автор книг «Старая Москва», «Из прошлого Москвы (записки старожила)», «Москва в царствование императора Александра II».

Столешников, 9. Выделено: расположение квартиры Гиляровского (левый подъезд, третий этаж, с видом на переулок, был не сохранившийся балкон) и мемориальная доска
Столешников, 9. Выделено: расположение квартиры Гиляровского (левый подъезд, третий этаж, с видом на переулок, был не сохранившийся балкон) и мемориальная доска

В семье Гиляровского сохранилось предание о первом домовладельце:

«Он брал с каждой подъезжающей подводы по кирпичу и бросал с высоты четвертого этажа. Если кирпич разбивался, его не покупали. Вот так строил».

Построенное из такого материала — не нуждалось в реконструкции. Мемориальная квартира сохранилась еще и по этой причине. Верхние этажи до сих пор остаются жилыми.

Где можно встретить Гиляровского?

А еще здесь есть монументы. Целых два. Один — мемориальная доска с ошибкой в датах.

Мемориальная доска. stone-development.ru
Мемориальная доска. stone-development.ru

В 1886 году «король репортеров» поселился в доме 11, который стоит рядом, стенка в стенку. И только три года спустя переехал в дом 9. Однако в 1950-х, когда появилась красная доска, этого еще не знали.

Чтобы увидеть второй, более любопытные памятник, надо пройти во двор сквозь арку, над которой висит знак Осоавиахима «Крепим оборону СССР».

Во дворе — обезличенный старинный дом: неизвестное лермонтовское место Москвы! Наверное, напишу о нем отдельно.

Правее — двухэтажный флигель кремового цвета (№9с5).

Флигель, конец XIX века, фотография автора
Флигель, конец XIX века, фотография автора

У его стен — Владимир Алексеевич собственной персоной.

Памятник Гиляровскому, фотография автора
Памятник Гиляровскому, фотография автора

Сидит он перед центром собственного имени (филиал Музея Москвы). Впрочем, центр Гиляровского нельзя назвать музеем этого писателя. Постоянной экспозиции там нет, зато проходят выставки, лекции, кинопоказы.