Найти в Дзене

Как звали наших предков до крещения.

Многолетняя мечта и неутомимое желание узнать свои родословные корни привели меня в г. Москва, в Российский государственный архив древних актов. В недрах архива удалось обнаружить «Книга переписная ясачных крестьян (русские село Преображенское и чуваши) Шерданской, Сугутской, Ишаковской, Кинеярской, Кувшинской, Чемуршинской, Алгашской, Ишлеевской волостей Чебоксарского уезда. Перечневые выписки итогов переписи в сравнении с данными 1709 года». (фонд 350, опись 1, дело № 450).

Это второй из самых ранних сохранившихся списков жителей деревень за 1717 год. Он представляет особую ценность, так как в нём отражены чувашские мужские и женские имена наших предков. В «Ревизских сказках» 1719, 1747 годов женщин не записали. А первый список был составлен в 1709 году, когда Пётр 1 ввёл подушную подать (ясак) взамен подворного налога. К сожалению, более ранних документов нет или не сохранились. Есть списки крепостных помещичьих, дворовых крестьян русских деревень, составленные в середине 17-го века. Ныне эти деревни вошли в черту г. Чебоксары.

Документ составлен в 1717 году русской скорописью, церковнославянским шрифтом, годы, числа записаны буквами! Взглянув в первый раз на текст, я подумал, что мне никогда не разобраться в этих закорючках, и покинул архив. Но после продолжительной подготовки, изучив литературу, особенности письма, вернулся к документу. Листая страницы, начинаю привыкать к почерку писаря, расшифровываю буквы, из них складываются слова, предложения. Из данного документа я узнал, что первого мне известного предка звали «Иртебей», который проживал в конце 17-го, в начале 18-го века.

Начало списка 1717 года.
Начало списка 1717 года.

Хотелось бы поделится сведениями о жителях д. Яндашево. Напомню, что д. Яндашево (Никольское, с 1740 года село) находилось на берегу реки Цивиль, на территории современного Химкомбината. Из данного материнского селения образовались выселки Анаткасы, Банново-Яндашево, Ольдеево-Яндашево, Тенеккасы, Чёдино. В начале 18-го века жители Яндашево и выселков учитывались как жители одной д. Яндашево. Названия населённых пунктов произошли от имени первого поселенца.

Начало Ревизской сказки 1719 г.
Начало Ревизской сказки 1719 г.

Многие чувашские имена внесены в современные словари и справочники, но в списке есть уникальные имена, которые не произносили и не записывали в течение последних 300 лет. Старостой д. Яндашево был Сенка Яштеев. Выборный – Сендеряк Казадеряков. Десятниками: Григорей Чинаев(д. Анаткасы); Петрушка Савалеев; Банной Атиков (основатель д. Банново-Яндашево); Салута Малатеев; Юван Теняков, у него его сын Аргунь; Калайка Иштулин, у него сын Юраска. В случае возникновении боевых действий, десятники обязаны были выставить указанное число всадников с полной экипировкой. У этих должностных лиц в документе сохранились родовые знаки – тамга. Тогда жители не умели писать пером свои имя и фамилию, а вместо подписи рисовали такой знак. Тамгу использовали в качестве тавро, а также отдавали сборщику ясака при выплате ему налога.

Остальные жители мужского пола считались рядовые деревенские люди.

По состоянию на 1717 год в д. Яндашево проживало 223 человека, из них мужского пола – 116, женского – 107, детей в возрасте от года до 5 лет: мальчиков – 27, девочек – 17. Тогда фамилии происходили от имени отца.

Самые распространённые имена: Ерка, Изендеряк, Ильдей, Петрушка, Пихтубай, Пихтула, Савандей, Савка, Савгача, Сенка, Хведер, Чорбай, Янбулат,

Проживали: Федка Янбулатов у него сын Боришка, Микитка Яндеряков у него сын Перлей, Изеняк Алтубаев у него сын Онка, Самай Теняков, Ирзубай и Ирендей Иштеряковы, Самила Савалеев, Байбахта Тойбахтин, Савандей Казанеев, Оляшка Аликов, Ольдей Чорбаев у него сыновья Васдей и Василей, Михидер Байбузанов, Тюменей Байгинеев, Янгача Яшкачин, Байбахта Байбулатов, Ирентя Ирбулатов.

В список внесены мужские имена: Атнаш, Идубай, Михен, Яродей, Санчюра, Тинзигиль, Тогай, и привычные – Артюшка, Добрынка, Макарка, Матвей, Милюта, Митка, Михалка, Семяка, Петр Батырев.

Женщин и девочек называли следующими именами: Айлексаш, Айчкенеш, Адеби, Алченей, Аскеней, Байгеш, Байзувер, Бибига, Варна, Илетя, Ильчеби, Ильчека, Ирчиней, Иргасолтан, Кузей Кугеева, Майрялу, Олька, Охоть, Панёк, Песолтан, Пиксугеней, Пикюсолтан, Пинеслу, Пьюдей, Саватпи, Савганеш, Савнеслу, Сайтлу, Савней Ольдеева, Севрей, Сейтнеби Сыбанякова, Серай, Силешби, Сисолтан, Солтей, Силига, Таринка, Тевечей, Тевлюш, Тевтилет, Теленей, Телябихка, Тенепи, Тюрли, Тютичей, Чевга, Чегесь, Чеченей, Чиберсолтан, Читля, Шигеней, Шелгеней, Хербига, Хердугеней, Херчиней, Аксютка, Марина.

Все чувашские имена записаны в соответствии с русским алфавитом, так, как слышали переписчики из уст толмача (переводчика). Тогда ещё не было чувашского алфавита, со специфическими звуками: ă, ĕ, ç, ӳ. У чувашей в разговорной речи не было звонких согласных «б», «г», «д», «ж», «з».

Известно, что каждому ребёнку чуваши обычно присваивали два имени. Одним именем называли самые близкие родные, а вторым – другие жители деревни. Обычай крещения детей до принятия христианства подробно описан в литературе.

Для наших предков каждое имя что-то обозначало. Например, имена «Варпика», «Илепи» – госпожа, «Каличе» (русское имя «Галина») – ласковая, «Пинеслу» – миловидная, «Сетрепи» – звезда, «Хитрепи» – красавица, «Чеченей» – прекрасная.

К сожалению, в последующих списках, в Ревизских сказках 1719 и 1747 годов истинные имена и фамилии сильно искажены. Например, Боришка, стал Бориска, Ювандей-Иван, Савалей-Савелий, Хведер-Федор, Хведка-Федка, Тойбахта-Тойбах и т.д.

Окончание Ревизской сказки 1719 года. Тамга или родовые знаки должностных лиц.
Окончание Ревизской сказки 1719 года. Тамга или родовые знаки должностных лиц.